Необычное космическое приключение вальдшнепа

Стеренн — взрослая самка вальдшнепа, пойманная в Финистере (Бретань) и снабжённая маячком-рюкзачком GPS/GSM в марте 2022 года. За одну ночь она долетела до юго-западных окраин Парижа, а на следующий вечер находилась на западе Франции около городка Сен-Дизье, известного большим искусственным озером и авиабазой. Помним, что вальдшнепы по какой-то причине очень любят делать остановки около аэродромов, эти птицы вообще любят длинные просеки.

С 6 по 7 апреля Стеренн прошла через Германию, затем Польшу и 9 апреля достигла Беларуси. Там самолёт задержался до 5 мая, ожидая наступления теплой погоды после зимы.

С 5 по 8 мая вальдшнепиха преодолела почти 1000 километров на северо-восток и вернулась в место, где появилась на свет. Её родиной стало озеро Белое севернее Череповца — это не удивительно: более 75 % зимующих во Франции вальдшнепов родом из России.

К 30 сентября того же года маячок полностью разрядился, но сигнал поступил из Польши 13 ноября. Стеренн возвращалась в Финистер. 31 января 2023 года маячок опять замолчал.

В марте, 28-го числа, Стеренн вновь улетела из Бретани, подтвердив, что третьей декадой марта пользуются бретонские вальдшнепы для вылета. За две ночи птица пересекла Францию, Чехию и Польшу, прилетев в Беларусь. Но здесь ей пришлось снова дождаться 28 апреля, потому что на родине, севернее Рыбинского водохранилища, еще лежал снег.

2 мая 2023 года Стеренн вернулась на свою территорию гнездования, сначала присев подкрепиться севернее Рыбинского водохранилища, затем переместившись в район озера Белое, туда же, где год назад. Это подтверждает преданность вальдшнепов своей территории размножения.

С 15 по 21 октября 2023 года она улетит с точки всего в 16 метрах от места отлета годом ранее. Какая точность и достоверность новых маячков! Ещё бы батарейки заряжались постоянно, но вальдшнепы активны в темное время суток.

Батарея маячка-рюкзачка Стеренн работает на солнечной энергии, поэтому весной и летом сигналы появляются чаще всего. Осенью и зимой количество сигналов резко снижается из-за короткого светового дня. Так, осенью 2022 года зарегистрировано лишь два сигнала: один в сентябре, другой – в январе. К 30 сентября уровень заряда маячка составил 0%. Это было хуже, чем у старых спутниковых маячков ARGOS, использовавшихся в 2015 и 2016 годах, от которых отказались по этой причине.

Зима сезона 2022/2023 прошла полностью до марта, пока аккумулятор не зарядился до 20 %. Это было удачным совпадением, так как Стеренн возвращалась на гнездование в Россию. К середине апреля птица уже была в Беларуси, а ее батарея имела заряд всего 50 %. Еще несколько недель — и к концу апреля заряд батареи снова достиг 100 %.

Осенью 2023 года положение улучшилось, поскольку заряд батареи при вылете из России составлял 45 %, однако упал до критических 20 % во время пролёта Польши южнее Гданьского залива. Вторая зимовка с маячком позволила осенью благодаря примерно 50 трансляциям должным образом задокументировать послебрачную миграцию Звезды, летевшей в Бретань.

ЛЕТИМ ВМЕСТЕ СО СТЕРЕНН

Продуманные настройки маячка позволили получить 28 трансляций во время полета Звездочки. Узнать маршрут миграции вальдшнепа с маячком несложно: достаточно одной трансляции в день, а две передачи координат будут избыточными. Понять условия полета этой птицы сложнее, так как нужно поймать момент её взлёта, часто в начале ночи, и наблюдать во время полёта. Это искусство партнеров из OFB — французского Агентства по биоразнообразию, ответственных за программирование маячков, столкнувшихся с дилеммой «больше не значит лучше»: чем больше передач данных запланировано на каждый вечер или ночь, тем быстрее разряжается батарея маячка. Здесь пришлось искать золотую середину.

ПОДГОТОВКА БАЗЫ ДАННЫХ

Информация, предоставленная маячком Стеренн, была полезна, но не позволяла точно понять условия полета вальдшнепа. Поэтому к двадцати столбцам данных, запрограммированных в OFB, ответственный член комиссии по маячкам национального Клуба вальдшнепятников (CNB) добавил несколько дополнительных.

Добавление высоты точки пролета над поверхностью к данным о высоте полета над уровнем моря и координатам местоположения, передаваемых маячком, позволило определить высоту маячка относительно земли с высокой точностью.

Курс или направление полета дополнили направлением и силой ветра у поверхности земли и на высоте полёта птицы. Теперь стало возможным точно узнать, летел ли вальдшнеп при боковом, попутном, встречном ветре или без него.

Измерение температуры воздуха дополнилось температурой самого маячка, позволяя определить жизнеспособность птицы, неподвижной несколько дней. Когда температуры маячка и воздуха становились одинаковыми или близкими, это указывало на потерю метки или ее прикрепление к погибшей птице. В таком случае координаты маячка могли помочь в его поиске и восстановлении, что уже случалось, если место было доступно.

Для выявления скорости полета птиц применяют измерение скорости относительно земли. Ориентация по местности и сила ветра позволяют оценить воздействие ветра на скорость птицы. При отсутствии ветра результат показывает точную скорость полета птицы.

Комиссия по маячкам Клуба вальдшнепятников дополнила данные о видимости, состоянии неба, типе облаков, плотности облачного покрова и возможных осадках. Теперь можно получить почти полное представление об условиях, с которыми сталкивается вальдшнеп как в полете, так и на земле.

В процессе полёта стало возможно определять положение вальдшнепа: летает ли птица под облаками, над ними, в них, над туманом, дымкой или между двумя слоями облаков.

СИГНАЛЫ В ПОЛЕТЕ

«Летящая Звезда» провели 28 трансляций в течение 15 вечеров/ночей, преимущественно весной. Шесть аналогичных передач состоялись осенью – в октябре и ноябре 2023 года. Даны их результаты.

ВЫСОТА И СКОРОСТЬ

Большинство вальдшнепов летают на высоте менее трёхсот метров от земли. Стеренн не стала исключением: средняя высота её полёта составила 274 метра. Но это напоминает анекдот о «средней температуре по больнице», ведь один из полётов птицы был зафиксирован на высоте 1287 метров над уровнем моря или 1241 метр над уровнем земли.

28 марта 2022 года в 21:45 по Гринвичу в Сен-Бриё Бретани произошел инцидент с вальдшнепом. Это был его единственный зарегистрированный полет на такой высоте. В том же полете также зафиксирована самая низкая скорость — 38 км/ч, в то время как обычная крейсерская скорость вальдшнепа составляет 50 км/ч.

GPS/GSM маячок предоставил достаточную информацию, чтобы составить картину того вечера. В районе полета Звезды штормовой вечер был только в плане погоды: ветра не было, горизонтальная видимость отличная. Без ветра птица должна была лететь со скоростью около 50 км/ч.

Когда говорят «шторм», имеется в виду «грозовые облака»: высокие кучево-дождевые с графитовым основанием. Мощные кучевые фигурируют в сообщениях о погоде из аэропорта Сен-Бриё. Под этими облаками нарастали сильные восходящие потоки воздуха. Возможно, когда Стеренн летела под этими облаками, вертикальные течения подхватили маленькую птицу и подняли её на высоту более 1000 метров над землей. Может быть, она летела очень быстро вверх, но скорость горизонтального полета была зафиксирована намного ниже обычной.

СКОРОСТЬ И ВЕТЕР

В среднем все зафиксированные в полетах этой вальдшнепихи сигналы имеют скорость 66,25 км/ч, что больше средней скорости всех сигналов в полете остальных вальдшнепов с маячками. Для птиц, летящих ниже 300 метров, средняя скорость составляет менее 60 км/ч, как видно на графике.

Валдшнепы используют силу и направление ветра для полёта, Стеренн не уступала им в этом. Её минимальная зафиксированная скорость составляла 38 км/ч, а максимальная — 129 км/ч. Такая скорость была достигнута 7 апреля 2022 года в 21:55 неподалёку от Легницы в Польше.

В небе вечером, на высоте более одного километра, висели облака, в том числе грозовых. Дождь лил сильным потоком, а горизонтальная видимость составляла более 10 километров. Стеренн летела под дождем, о чем свидетельствовал маячок. Не первый раз такое случалось. Просто так птицы из Бретани не прилетают…

Кроме того, маячок сообщил высоту в 565 метров, направление полета 85° и скорость 129 км/ч. На высоте полета вальдшнепа метеорологические карты показывали ветер с направлением 260° и скоростью 30/35 узлов, что примерно равно 60 км/ч. Не удивительно, что вальдшнепиха летела так быстро относительно земли, ведь ее направление движения по отношению к направлению ветра указывает на сильно попутный ветер.

Ранее по сообщению маячка сообщалось, что Стеренн пересекала границу между Германией и Польшей со скоростью 107 км/ч. Благодаря этому маячку стало возможным точно определить местоположение вальдшнепа во время полета. Маячок указывал скорость, высоту и направление движения птицы.

Благодаря связи данных с маячка птицы с метеорологическими показаниями выяснилось, что Стеренн летела в вечер тучи, под нижней границей облачности, в условиях грозы при отличной видимости.

СОСТОЯНИЕ НЕБА

Если маячок выполнил несколько передач во время ночного полёта, это даёт возможность получить трёхмерное изображение и наблюдать за переменами в окружении.

Инцидент произошел ночью с 9 на 10 апреля 2022 года во время полета Стеренн между Польшей и Беларусью. Маршрут представлял собой прекрасный ночной этап длиной 525 километров. Диаграмма отображает условия этого полета, высота которого была немного выше 200 метров.

Всю ночь ветер дул с запада/юго-запада со скоростью 8–15 км/ч у поверхности земли и от 10 до 18 км/ч на высоте. Путешественница взлетела сначала на 179 метров, затем на 203 метра над уровнем земли при ясном небе. В 23:30 она начала снижаться до 141 метра при рассеянной облачности, основание которой находилось на высоте 1500 метров.

После полуночи, при рваной облачности на высоте 250 метров птица снизилась до 70–75 метров над землей и летела над грядами замерзающего тумана, используя попутный ветер, который дул немного сильнее на высоте, чем у земли.

В начале ночи Стеренн летела со скоростью свыше 70 километров в час, а позднее у поверхности земли — более 50 километров в час. За эту ночь вальдшнепа пролетела более 525 километров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С маячка Стеренн во время полетов в 2022 и 2023 годах поступали сигналы, свидетельствующие о том, что вальдшнеп на разных этапах миграции иногда летал под облаками, между слоями облаков, между разрозненными облаками и грядами замерзающего тумана, под дождем, грозой, но также и при ясном небе, как весной, так и осенью, при температуре выше 10 градусов, а иногда близкой к нулю.

Птица чаще всего получала преимущество от порыва ветра, направленного позади или с ¾ сзади. Встречные ветры или ветры с ¾ встречных направления действовали на птицу, если скорость их составляла менее 10 км/ч.

Ее зрение было всегда превосходным, можно сказать, даже исключительным. Это был единственный общий показатель, получаемый из сигналов ее маленького светового маячка.

21 января 2024 года Пьер Лонэ, кольцеватель Стеренн из Бретани, поймал бронзовую птицу в ста метрах от первого её обнаружения. Кольцеватель снял полностью разряженный маячок, чтобы перезарядить его и установить на новую птицу.

Теперь Стеренн свободна!