Рыболова с лодкой можно по праву назвать полноправным властелином водоема. Но при рыбалке с лодки не всегда все проходит гладко, и нередко возникают неожиданные трудности. О них мы и поговорим, рассмотрев наиболее распространенные.
Бросить якорь не так-то просто
Мы с приятелем, заядлым рыболовом, отправились в Шатуру, чтобы порыбачить на местном озере Святое. На рыболовной базе взяли лодки и вышли на воду. Мы решили закрепиться у живописного залива. Пока я разбирался с грузами и лесками, мой товарищ, как я заметил, уже справился с подготовкой и приступил к раскладыванию удочек. «Хорошо сделал!» — подумал я, оценив его оперативность.
Мы начали рыбалку, забросив удочки. Вскоре подул лёгкий бриз. И сразу стало заметно, что ветер постоянно разворачивает лодку моего знакомого то в одну, то в другую сторону. Его удочки стали напоминать длинные маятники, раскачивающиеся в такт поворотам лодки. Соответственно, поплавки тоже дрожали, повторяя движения кончиков удилищ. Горе-рыболову оставалось только хвататься за свои удочки, поднимать их и удерживать в направлении поплавков. Он недовольно ворчал, произнося громкие ругательства и проклятия, обращённые на поднявшийся ветер.
Он должен был винить лишь самого себя. Причина заключалась в том, что он неправильно закрепил лодку. Именно поэтому он и проявил такую «неосторожность». В сложившейся ситуации даже слабый бриз будет не просто поворачивать лодку из стороны в сторону, но и создавать поперечные колебания.
Обычно мой знакомый рыбачит с берега, но на этот раз он неожиданно решил выйти в лодке, с которой, очевидно, не владел. В результате пришлось детально рассказывать, как правильно и безопасно закрепить лодку якорем, чтобы ветер не повлиял на ее устойчивость.
Ключевым моментом является обеспечение максимального натяжения веревок, расположенных спереди и сзади лодки, в противоположных направлениях. Только надежно натянутые веревки смогут прочно зафиксировать лодку. Важно учитывать, что основная часть нагрузки при удержании лодки на якоре приходится на задний груз. Это объясняется тем, что надувная лодка обычно якорится таким образом, чтобы ветер дул сзади, и, следовательно, задний груз должен не только удерживать лодку, но и противодействовать силе ветра. Поэтому вес заднего груза должен существенно превышать вес переднего.
При ловле на течении важно и правильное расположение лодки. Как и в предыдущем случае, лодка фиксируется таким образом, чтобы рыболов располагался спиной к течению, а удочки находились на корме. В этой ситуации основная задача по удержанию лодки выполняет носовой груз.
Из этого можно сделать очевидный вывод: веревки следует опускать в воду не строго вертикально, как это сделал мой знакомый, а под широким углом в разные стороны. Также понятно, что длина веревок должна быть существенно больше глубины водоема, где планируется рыбалка. Особенно это касается основной веревки, длина которой должна быть как минимум вдвое больше глубины места ловли.
Как обеспечить положение якорных грузов не под лодкой, а на нужном расстоянии от нее спереди и сзади? Обычно я действую следующим образом: сначала опускаю задний груз. Как только он достиг дна, я берусь за весла и медленно отплываю вперед, позволяя веревке постепенно распускаться. После того, как я отплыл от груза на расстояние, приблизительно равное двум глубинам водоема, опускаю передний груз. Веревку переднего груза, с небольшим запасом длины, около метра-полтора, привязываю к лодке без натяжения. Этот «запас» веревки нужен для того, чтобы она при окончательном позиционировании оставалась в воде не в вертикальном положении, а с некоторым отклонением от лодки.
Затем я хватаюсь за заднюю веревку и начинаю ее натягивать. После этого лодка начинает двигаться назад, к первому грузу, который уже опущен. Как только я чувствую, что веревка натянута, а движение лодки остановилось, немедленно привязываю ее к лодке. Теперь обе веревки натянуты, и можно не беспокоиться: лодку не будет раскачивать и болтать.
По ветру или течению?
Наслаждаться пребыванием на лодке особенно приятно в спокойную погоду. Тепло, солнечно, нет ветра, и на водной глади видна лишь легкая рябь. В такой обстановке не имеет значения, куда направлен нос лодки и куда рыболов закидывает леску.
Такая ситуация на крупных водоемах, таких как озера и водохранилища, возникает нечасто. Стоит лишь почувствовать дуновение ветра, и на воде тут же появляются заметные волны. В этом случае, очевидно, лодку следует зафиксировать таким образом, чтобы ее носовая часть была обращена к ветру и волне. Прежде всего, это более безопасно, поскольку заостренный, обтекаемый и приподнятый нос лодки будет как бы преодолевать набегающую волну. Позволить большой волне ударить по борту лодки – это может привести к серьезным последствиям.
Во-вторых, рыболов располагается спиной к ветру, поскольку удочки обычно размещают на корме лодки. Заброс снасти при попутном ветру также оказывается более простым и комфортным. Аналогичная ситуация возникает при рыбалке на течении: лодку фиксируют якорем таким образом, чтобы нос был обращен против течения. Рыболов осуществляет заброс удочек, течение уносит поплавки на расстояние вытянутой лески. Остается только ждать поклевок. Это просто и удобно.
Зачастую бывает, что водный поток движется в одном направлении, а ветер дует перпендикулярно ему или против него. В подобной ситуации, как действовать? Что следует принимать во внимание в первую очередь — ветер или течение?
Безусловно, многое определяется скоростью ветра. Если ветер и создаваемые им волны не опасны, лодку все равно необходимо зафиксировать с учетом течения. В противном случае течение будет постоянно сдвигать поплавки удочек в разные стороны, или даже прижимать их к лодке. В результате леска будет натягиваться, поплавки начнут беспорядочно двигаться на волне и погружаться из-за натяжения. В такой ситуации заметить поклевку бывает сложно, а иногда она попросту незаметна.
В связи с этим, остается лишь один вариант: при слабом ветре необходимо закрепиться на якорь по направлению течения. Даже при наличии ветра течение продолжит двигать поплавок вперед относительно лодки. Следить за ним в данной ситуации будет значительно легче и комфортнее.
Риск на воде — дело неблагородное
Несмотря на пословицу о том, что риск благороден, на рыбалке с лодки рисковать недопустимо. Напротив, рыболов, находящийся на лодке, обязан неукоснительно следовать правилам безопасности.
На первый взгляд, операция по подъему якорных грузов не представляет никакой сложности. Однако, случается, что массивный груз настолько глубоко затягивается в донный ил, что его немедленный подъем оказывается невозможным. В этом случае начинающий рыболов, прилагая значительные усилия, пытается вытянуть его за веревку. Если же эта веревка случайно развяжется или оборвется, то рыболов теряет равновесие и может упасть с противоположной стороны судна в воду.
Чтобы предотвратить возникновение такой проблемы, не стоит прилагать излишних усилий, пытаясь сразу же поднять тяжелый груз. Лучше просто возьмите веревку и подержите ее в натянутом положении некоторое время. В этом случае груз постепенно вынется из «объятий» ила, и его будет легко поднять.
Не рекомендуется выходить на лодке без веской причины. При значительном усилении ветра ни в коем случае не следует поворачивать борт лодки навстречу крутой набегающей волне – это может быть опасно. Если вы ощущаете, что волна начинает сильно раскачивать лодку, разумнее будет завершить рыбалку и вернуться к берегу.
Сначала следует поднять груз с кормы лодки, а затем — с носовой. Это важно, поскольку лодка сохранит правильное положение относительно волны до подъема второго груза. В противном случае, неопытный человек, поднявший сначала груз с носовой части, рискует развернуть лодку ветром и даже привести к ее опрокидыванию.
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы в лодке поддерживался определенный порядок. Это предполагает, что рюкзак, снасти и принадлежности располагаются не произвольно, а в строгом соответствии с установленным порядком, чтобы они не препятствовали и не ограничивали ваши действия.
При рыбалке с надувной лодки необходимо соблюдать повышенные меры безопасности. Такая лодка, безусловно, отличается невысокой прочностью и чувствительностью к внешним воздействиям. Даже незначительное соприкосновение с подводными препятствиями, невидимыми из-за воды, может повлечь за собой неприятные последствия. Поэтому рекомендуется избегать мест с большим количеством коряг, а также прибрежных зон, где из воды торчат кустарники.
При использовании надувной лодки необходимо аккуратно обращаться с якорными грузами. В качестве таковых иногда применяют найденные вблизи водоема камни, кирпичи и другие металлические предметы. Их края могут быть острыми, и при неосторожном использовании есть риск повредить лодку. Поэтому такие грузы следует опускать и поднимать осторожно, избегая контакта с бортом лодки.
Для использования в качестве грузов при рыбалке с надувной лодки часто применяют специально сшитые мешочки, наполненные влажным песком. Многие рыболовы используют такой способ. Перед выходом на воду мешочки заполняются песком, взятым на берегу, а после рыбалки из них извлекается этот груз. Это простое и удобное решение. Такие мягкие «якоря» не могут повредить надувную лодку.
Каждый, кто ловит рыбу на надувной лодке, вероятно, замечал, что накачанная утром лодка к полудню, когда становится жарко, становится значительно более жесткой. Это связано с тем, что воздух внутри лодки увеличивается в объеме при нагревании. К сожалению, не редкость случаи, когда из-за избыточного внутреннего давления лодка разрывается. Это, безусловно, является одним из скрытых недостатков надувных лодок.
Для исключения подобных неприятных ситуаций, рекомендуется регулярно контролировать давление в отсеках лодки. Это можно сделать, просто ощупывая каждый отсек рукой. Надувная лодка, как известно, состоит из двух отдельных камер. Если вы заметили, что одна из камер потеряла жесткость, необходимо сбросить излишек воздуха через клапан.