
В некоторых случаях всё зависит от финансирования, которого недостаточно для строительства инфраструктуры. Охотпользователи не считают охотничий туризм главным видом своей работы.
С 23 по 26 мая 2024 года в Екатеринбурге состоялся Трофейный охотничий форум «Урал-2024» при поддержке правительства Свердловской области. Участниками форума стали представители 20 субъектов России, а также государств ближнего зарубежья. В рамках мероприятия прошла выставка охотничьих трофеев и пленарная сессия по созданию правовых основ развития трофейного дела и развитию туристической деятельности в России с участием депутатов Государственной Думы А.П. Петрова и А.В. Шипулина.
Трофей сибирской косули, добытый в охотничьих угодьях фонда «САПСАН», занял первое место по двум методикам (CIC и SCI) и стал чемпионом Гран-при Книги регистрации охотничьих трофеев России (КРРОТ). По своим параметрам он превосходит действующего чемпиона мира.
Курганская область славится не только уникальными трофеями сибирской косули. Трофей европейского лося, добытый гражданином Германии в сентябре 2018 года также в охотничьих угодьях фонда «САПСАН», занимает первое место в рейтинге КРРОТ в трофейной категории «Лось Западной Сибири с лопатовидной формой рогов».

Триггером в развитии охотничьего туризма в Курганской области стало открытие границ после снятия железного занавеса. Впервые иностранные туристы-охотники посетили область в 1992 году. Принимали их в довольно скромных, если не сказать спартанских, условиях. Проживали в частных домах, избушках, вагончиках, палатках, гостиницах, питались простой домашней едой или в столовых. Иногда приходилось ежедневно преодолевать не одну сотню километров, чтобы добраться до места охоты, а вечером возвращаться на место базирования в город. Было достаточно тяжело, но туристы-охотники и проводники не жаловались на усталость.
Мы многому учились в тот период у иностранных охотников, например, тому, что самцов косули можно и нужно подманивать манком голосом самки, а не гонять загоны.
Помню, мой коллега по окончании дневной охоты вытащил из одного кармана пустой коробок спичек, а из другого — спички. Я тогда спросил у него: «Михаил Степанович, это что у тебя?» Он ответил: «Это количество загонов за день».
Перед каждым загоном он вытаскивал из коробка спичку и клал ее в другой карман, чтобы не сбиться.
Можете себе представить уровень подготовки к трофейной охоте у наших проводников в то время и какое изумление вызывал он у первых иностранных гостей. Однако все эти тяготы и лишения для иностранного охотника с лихвой окупались прекрасными качествами трофеев сибирской косули и лося, а также относительно низкой стоимостью охотничьих туров, и мы постепенно набирались опыта, учились трофейному делу и организации охотничьих туров.
В настоящее время изменился подход к организации трофейной охоты: загонные охоты исключены, проводятся с подхода, с применением различных способов приманивания самцов. Все охотпользователи, занимающиеся трофейной охотой, построили охотничьи базы, многие из которых довольно высокого уровня комфортабельности.
Благодаря рациональной структуре добычи, усиленной охране и интенсивной биотехнологии (кормовые поля с люцерной, рапсом, зерносмесью, прочистка дорог в глубокоснежье) численность животных значительно возросла.

Трофейная охота является наиболее эффективным способом роста экономики охотничьего хозяйства. Это также главный стимул развития внутреннего и въездного охотничьего туризма, поскольку услуги, связанные с трофеями, имеют наибольшую стоимость среди услуг в сфере охоты.
Расширение трофейной охоты и трофейного дела влечет за собой значительный рост объемов услуг, а также рост налоговых поступлений и занятости в сферах охоты и туризма.
Однако на сегодняшний день развитию туризма и трофейной охоты мешает, на мой взгляд, целый ряд правовых и экономических факторов.
В Курганской области имеется достаточное количество перспективных охотничьих хозяйств с высокой численностью и плотностью животных. В то же время охотничьим туризмом на высоком профессиональном уровне занимаются чуть более двадцати охотпользователей из девяноста. Во многих случаях всё упирается в финансы, которых не хватает для создания инфраструктуры. Другие охотпользователи не рассматривают охотничий туризм в качестве основного направления деятельности. Также не у всех охотпользователей есть опытные егеря, которые могут гарантировать клиенту хороший трофей.
Для эффективного развития трофейной охоты целесообразно льготное (субсидированное) кредитование под гарантии роста объемов услуг в сфере охоты. На эти средства охотпользователи могли бы создавать туристскую инфраструктуру для приема трофейных охотников — как иностранных, так и российских. Также возможна поддержка через предоставление грантов.
Немаловажной мерой стимулирования трофейной охоты могло бы стать увеличение для охотпользователей, занимающихся организацией охотничьего туризма, норматива добычи взрослых самцов оленьих во время гона (в частности косули) с 15% до 25% от общей квоты. Норматив 25% действовал в течение ряда лет, снижения численности животных и трофейных качеств не отмечено. Сейчас же животные с высокими трофейными качествами зачастую добываются уже в зимний период в ходе обычной «мясной» охоты. Одновременно считаю возможным увеличить и минимальный норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до одного года на 10 %, т.е. до 40% от квоты для косули, до 30% — для лося. Убежден, такие изменения окажут положительное влияние на состояние ресурсов копытных животных.

Для эффективной туристической деятельности и трофейной охоты следует исключить десятидневную паузу (с 21.09 по 30.09) между сроками трофейной и общей охоты на сибирскую косулю. Турист-трофейщик, как правило, имеет ограниченное время на охоту, и в конце сентября многие охотники хотят попасть на комбинированную охоту (лось, косуля), однако сейчас в этот период охота на косулю запрещена.
Сам подход в виде установления десятидневной паузы в охоте не обоснован ни с научно-биологической, ни с охотхозяйственной точки зрения. Для минимизации давления охоты на популяцию сибирской косули, а также из хозяйственных соображений более рационально было бы продлить сроки трофейной охоты, нежели продлевать сроки на общую «мясную» охоту.
Непрерывный срок трофейной охоты не нанесет вреда животным, так как гон у сибирской косули в конце сентября фактически заканчивается во всех регионах России (таблица на стр. 94, научное издание «Оленьи». А.А. Данилкин. 1999 г.).
По моему мнению, охота в течение десяти дней (21 – 30 сентября) на взрослых самцов оказывает значительно меньшую промысловую и беспокоящую нагрузку на популяцию, чем десятидневная охота на все половозрастные группы косули и лося в период с 1 по 10 января, когда глубина снега может подходить к критическим значениям.

Ещё одна проблема, охватывающая сразу трофейную охоту и охотничий туризм, — это довольно сложный порядок передачи охотничьего оружия туристу-охотнику на месте охоты. Такой порядок появился в России лишь в июле 2023 года. Если российский охотник собирается на охоту без личного оружия, то для получения оружия от другого охотника ему нужно обратиться в Росгвардию по месту регистрации для получения особого разрешения на ношение и использование чужого оружия на месте предполагаемой охоты. Получать такое разрешение нужно в том же порядке, что и разрешение серии (РОХа), но для действующего владельца оружия такая процедура будет проще, чем для охотника-новичка, не имеющего собственного оружия.
Передать иностранному охотнику оружие в России на время охоты ещё сложнее. Хотел бы сразу отметить, что наше законодательство не разделяет иностранных охотников, из каких стран они — «дружественных» или «недружественных». Проблема в том, что, согласно закону об оружии, иностранному охотнику может быть передано только оружие, которое находится в собственности у юридического лица или индивидуального предпринимателя-охотпользователя, при наличии у него оружейной комнаты, ответственного за оружие, необходимой документации и прохождения проверок Росгвардии. Но таких охотпользователей в России единицы, если вообще существуют.
Подавляющее большинство охотпользователей России не имеют в собственности, не приобретают и не хранят охотничье оружие, не имеют оружейных комнат, потому что охотничий туризм носит сезонный характер (два, максимум три месяца в году), а исполнение требований Росгвардии к организациям по хранению и учету охотничьего оружия сопряжено с значительными финансовыми и организационными затратами.

Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что европейскими странами введены запреты на выезд охотников из Европы в Россию с личным оружием. В итоге те европейские туристы-охотники, которые готовы поехать на охоту в Россию, искренне любят страну и природу, уважительно относятся к россиянам, не могут вывезти своё оружие, а получить оружие в России довольно сложно.
Такие нормы закона об оружии и административные барьеры не способствуют привлечению инвестиций в охотничье хозяйство и развитию охотничьего туризма. Считаю, что в Федеральном законе «Об оружии» необходимо учесть, скорректировать и упростить передачу гражданам России охотничьего оружия иностранным охотникам.

Считаю оптимальным разрешить временную передачу охотничьего оружия иностранному охотнику не только от организаций, как это определено в настоящее время в законе об оружии, но и от физических лиц в формате «от охотника — охотнику», как это предусмотрено законом для российских граждан. Речь не идет о свободном «гулянии» по лесу иностранного охотника с переданным оружием. Фактически передается только право выстрела в присутствии собственника оружия.
Такой подход к временной передаче охотничьего оружия без необходимости получения охотпользователем дополнительного специального разрешения в Росгвардии направлен исключительно на развитие туристических услуг в российском охотничьем хозяйстве и должен быть ограничен условием: предоставление оружия может осуществляться только в закрепленных охотничьих угодьях, где российский охотник, передающий свое оружие, получил разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку (договор) об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Вводимые административные процедуры должны быть минимально необходимыми для всех сторон.
Упрощение процедуры получения разрешения на временную передачу охотничьего оружия способствует развитию въездного иностранного и внутреннего охотничьего туризма.