
Быстро развивающаяся наука и меняющийся образ жизни коснулись даже такой казалось бы традиционной деятельности, как охота.
Способы охоты, ее орудия и обычаи накапливались веками. Опыт передавался от старшего поколения к младшему, поэтому преемственность и наставничество являлись главными принципами этих сложных связей. В наше время многовековые традиции либо разрываются, либо замирают, сильно подвергаясь внешнему влиянию.
Всё это беспокоит охотников старшего поколения. Стиль жизни, как городской, так и деревенской, таков, что молодёжь не проявляет интереса не только к охоте, но и к природе в целом. Порой единственным соприкосновением с природой нового поколения является выезд летом пару раз на дачу. Сегодня за всю долгую зиму практически невозможно встретить хоть один лыжный след в лесу. Ушли в прошлое и туристические кружки с многодневными походами и ночевками у костра, а с ними уходит романтика рассветов и закатов.
Технологии, транспорт, интернет, вместе с множеством бессмысленных или избыточных запретов привели к появлению поколения молодых людей, не интересующихся спортом, природой и длительное время остающихся в пределах городской зоны.
Ввиду сложившейся ситуации число охотников не просто уменьшается, но и стремится к нулю. В моем районном охотобществе за 10 лет количество членов сократилось втрое. Как говорят, старики уходят, а молодым неинтересно…
Менталитет молодых охотников, проявляющих интерес к этой деятельности, сильно искажен. Древнее занятие воспринимается не как образ мышления, жизни, не как самоцель, а чаще всего как способ утвердиться в коллективе. Часто внимание сосредотачивается на добыче мяса, как самом «важном» продукте.
Выносливость, опыт, знания об угодьях и способах охоты часто заменяются снегоходами или автомобилями, дорогим оружием, оптикой, тепловизором, навигаторами, а также квадрокоптерами с камерами высокого разрешения. Охотобщества, чтобы прехраниться, предлагают современному охотнику возможность охотиться в вольерах и на подкормочных площадках. Не возражая против таких видов охоты, нужно признать, что
они влияют на «качество» охотников.
Отсутствие или ослабление традиционных охотничьих коллективов и невыполнение минимальных требований к охотникам подкосили институт обучения молодых охотников. В результате часто случаются несчастные случаи на охоте, распространяется использование электроманков и другие нарушения правил.
Среднестатистический городской подросток захотел заняться охотой, но у него нет знакомых охотников. Получив охотбилет и разрешение на гладкоствольное оружие, он ходил в тир. Но пришло время реальной охоты, и ему некому посоветовать. Возможно, ему удастся найти кого-то, кто поделится опытом, но часто такая возможность отсутствует.
В такой ситуации единственным учителем становятся интернет и его ресурсы, но там легко запутаться. Без живого общения и поддержки при первых же ошибках интерес угасает, а страх реального одиночного поля доводит до конца. В результате через несколько неудачных выездов молодой охотник либо возвращается на организованную кем-то площадку, либо бросает охоту. Только в редких случаях, когда страсть превыше всех препятствий, спустя несколько лет мучений и ненужных испытаний, такой охотник способен освоить первичные навыки самостоятельной охоты и влиться хоть в какой-то коллектив.
Вывод из этого печальный: нынче в стране нет условий для охоты, ее развитие не ведется, привлечение молодёжи невозможно.

Различные псевдозоозащитные организации наносят огромный вред, деятельность которых часто выходит за рамки разумного и основана на непонимании законов природы. В современном обществе охоту и охотников воспринимают не как достойное уважения занятие, а как извращение, пережиток прошлого, проявление человеческой слабости.
Все это вместе оказывает влияние на современную молодежь, которая находится под давлением нынешних требований и «стандартов». В результате теряется интерес к активной жизни, ослабевает жажда познания природы, пропадает врожденная любознательность, снижается физическая форма.
Несмотря на современные разговоры о СССР, отношение к охоте в прошлом было разумным. Охотника считали и он являлся защитником Родины.
Недостаток боеприпасов и снаряжения компенсировался стремлением изучить тонкости охоты: каждый выстрел был обдуманным действием. Государство пропагандировало гуманное и уважительное отношение к дичи, а также коллективное проведение биотехнических мероприятий.
Охотничье собаководство сегодня не пользуется популярностью. В угодьях увидеть охотника сложно, а с собакой – ещё сложнее. Легавые собаки хоть как-то удерживаются благодаря заводчикам и энтузиастам, но встретить охотника с гончими в лесу уже считается настоящей удачей.
Не для того, чтобы пожаловаться на трудности, рассказываю эти слова. Выражаю тревогу за будущее охоты в нашей стране и призываю каждого, кто прочтет это, внести свой вклад в сохранение нашего общего хобби. От нас зависит, какой будет охота и какие охотники останутся после нас.
У нас есть дети, прививаем им любовь и уважительное отношение к природе, вывозим их в лес, на охоту или рыбалку, за грибами или ягодами — главное, чтобы дома не сидели. Есть молодой парень, желающий познакомиться с охотой? Берём его с собой, несмотря на неудобства. Может быть, это будущий Пришвин или Тургенев, а если нет, то всё равно разожжем в нём страсть к природе. Он сам накопит опыта, не боясь ошибок. Читаем охотничью периодику как сборник опыта, пишем и говорим об охоте — сегодня это востребовано как никогда.
Мы практически на руинах нашего многовекового охотничьего мира. От нас зависит: исчезнет ли он вместе с нами, или мы сохраним вековые ценности и вырастим новое поколение достойных охотников. В наших руках выбор.