Министерство сельского хозяйства России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского», Институт управления природными ресурсами — Факультет охотоведения имени В.Н. Скалона.
Организатор конференции. Факультет охотоведения имени В.Н. Скалона Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского – это Институт управления природными ресурсами.
Участники конференции. Участники юбилейного форума с очными, дистанционными и заочными докладами, а также авторы статей, вошедших в сборник материалов конференции, представляли области охраны природы, охотничьего, рыбного и лесного хозяйства. В мероприятии приняли участие 92 специалиста из Белоруссии, Казахстана, Китая и 18 регионов России. Среди участников – 22 кандидата и 12 докторов наук, профессоров различных отраслей знаний.
Программа конференции включала пленарные и секционные доклады по актуальным темам развития охотничьего хозяйства и смежных отраслей, круглый стол «Проблемы кадрового обеспечения охотничьего хозяйства России и пути их решения», фотовыставку «Четыре сезона фотоохоты» и экспозиции: «Современная таксидермия», «Мягкая рухлядь», «Орудия добывания охотничьих животных», «Наследие факультета охотоведения». В рамках конференции прошёл фотоконкурс «Мой учитель». На протяжении научного форума работал музей Охотоведения, а в последнюю субботу мая (31.05.2025) состоялся торжественный концерт, посвящённый Дню Охотоведа, собравший более 500 студентов и выпускников Иркутской школы охотоведения.
Материалы конференции. Сборник статей конференции насчитывает 376 страниц и доступен как в печатном, так и в электронном виде. Электронный вариант размещен на сайте Иркутского ГАУ по указанной ссылке. https://irsau.ru/structure/science/materials.php или в научной электронной библиотеке Elibrary.
В результате работы конференции была принята резолюция с выводами и предложениями ее участников.
Конференция констатировала:
Охотничье хозяйство – самобытная отрасль экономики России, официально не признанная, направленная на удовлетворение потребностей населения продукцией и услугами охоты с рациональным использованием охотничьих ресурсов. По Доктрине продовольственной безопасности РФ охотничье хозяйство наряду со сельским и рыбным является основным источником пищевых продуктов. Развитие промыслового охотничьего хозяйства – важнейшая часть комплексного развития удаленных сельских территорий.
Охотничье хозяйство традиционно включает промысловую и любительскую сферы. Промысловая отрасль, производящая полезную и экологически чистую продукцию, выполняет важную социальную и экономическую функцию закрепления активного населения в отдаленных и труднодоступных районах России, а также способствует долговременному освоению ее территории. Любительское направление способно увеличить число отечественных охотников и развивать сферу услуг в охотничьем хозяйстве.
Эколого-экономический и социальный потенциал отрасли используется недостаточно эффективно. Главной проблемой, тормозящей развитие охотничьего хозяйства России, является отсутствие комплексного государственного управления природными, материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами отрасли.
Непорядочное регулирование общественных и экономических связей в охоте привело к существенным проблемам, нуждающимся в немедленном урегулировании.
Ограничители развития российских охотхозяйств.
Поверхностное отношение государственной власти федерального и регионального уровней к проблемам охотничьего хозяйства, его отождествление с охотой как формой развлечения. Главными причинами проблемы являются: непонимание высшим руководством государства и регионов комплексной роли охотхозяйственной отрасли в развитии экономики страны, наводнение органов региональной государственной власти в области охоты лицами без системных знаний в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов; фактическая неспособность охотоведческой общественности донести до руководителей нужную информацию, повлиять на принимаемые решения; деструктивная деятельность радикальных природоохранных движений. Участие государственных органов власти в развитии охотничьего хозяйства выражается исключительно в исполнении контрольно-надзорных полномочий. Охотхозяйственные предприятия и охотники, независимо от того профессионалы они или любители, обязаны вносить плату за охотничьи ресурсы, выполнять требования многочисленных правил и приказов, регулирующих охоту, нести затраты по организации промысла. Содействия охотхозяйственным предприятиям в их предпринимательской деятельности со стороны государства не осуществляется, уполномоченных на то органов не существует. При этом расходы регионов на осуществление переданных им федеральных полномочий в сфере охоты покрываются из бюджета Российской Федерации только на 17%.
Низкая доступность охоты для населения обусловлена недостатком охотничьих угодий для коллективов (обществ) охотников и/или высокой стоимостью охотхозяйственных услуг. Часть охотничьих угодий, в том числе рядом с населёнными пунктами, закреплена за организациями или предпринимателями, не заинтересованными в организации охоты для широкого круга населения. Финансирование этих охотничьих хозяйств происходит из внешних источников, не связанных с доходами от реализации продукции или услуг сферы охоты для населения. Такие охотничьи хозяйства носят клубный характер и предназначены для ограниченного числа избранных, что приводит к применению мер организационно-экономического характера, направленных на ограничение доступа местных охотников в охотничьи угодья, в том числе за счёт повышения цен на путёвки.
Низкая окупаемость деятельности большинства охотхозяйственных предприятий из собственных источников обусловлена их узкой специализацией, направленной на использование исключительно охотничьих ресурсов. Исторически часть доходов предприятий отрасли складывалась от заготовки и реализации недревестной продукции леса. Поскольку для заготовителей древесины освоение вторичных лесных ресурсов технологически и экономически нецелесообразно, сбор был ранее организован охотпредприятиями. Сегодня доступ к заготовке лекарственных и пищевых растений для охотничьих хозяйств затруднён положениями Лесного кодекса. Для охотпользователей упрощённой процедуры пользования этой ценной и востребованной населением продукцией не предусмотрено. Экономическую эффективность отрасли может быть значительно повышена за счёт вовлечения в её оборот пищевых и лекарственных ресурсов леса, развития различных видов массового туризма и торговли, внедрения современных технологий переработки получаемого сырья и расширения ассортимента оказываемых услуг.
Неэффективное государственное управление системой мониторинга, подготовки и закрепления кадров в сфере охотничьего хозяйства, недостаток финансирования и внедрение научных разработок в области охотоведения остаются проблемами. Мониторинг качества и ротации кадров не осуществляется систематически, потребность в кадрах разных уровней неизвестна. Направления подготовки высшего образования «Охотоведение» отсутствует. Научная специальность «Звероводство и охотоведение» ликвидирована. Охотоведов высшей квалификации готовят в различных вузах в рамках направлений подготовки «Биология», «Лесное дело» и «Зоотехния». Такая разнонаправленность приводит к тому, что выпускники имеют разное и неполное представление об охотоведении, рассматривая охотхозяйственную деятельность как часть лесного хозяйства, животноводства, охраны природы и др. У студентов в процессе обучения не формируется представление об охотничьем хозяйстве как о самостоятельной отрасли экономики России, выполняющей важные экологические, социальные и экономические функции.
Пополнение государственных органов власти в сфере охоты и охотпредприятий в основном происходит за счёт лиц без высшего образования по охотоведению, получивших диплом о переподготовке дистанционно после трёхмесячного обучения. В результате профильные должности занимают неспециалисты, имеющие право на работу без должного обучения. Получив власть, менеджеры охотничьего хозяйства, лишенные системных знаний в управлении дикой природой, видят свою миссию в тотальном контроле над субъектами охотхозяйственного предпринимательства, ограничивая их инициативу и не способствуя развитию бизнеса в отрасли.
В охотничьем хозяйстве научные исследования нерегулярны и проводятся при ограниченном финансировании, поступающем из бюджетов разного уровня по остаточному принципу. Гранты на проведение НИР по эффективному использованию охотничьих ресурсов ведущими учебными заведениями фактически не предоставляются.
Снижение добычи в результате хозяйственной охоты и уход опытных работников из отрасли обусловлены рядом факторов.
Присвоение охотничьих угодий пользователям, не стремящимся развивать традиционные виды деятельности в тайге.
Охотники могут реализовывать продукцию, полученную при добыче по разрешениям на охоту в целях любительского и спортивного промысла, организациям, занимающимся ее скупкой.
Уменьшение дохода промысловых охотников от реализации получаемой ими продукции.
Отсутствие государственной помощи охотничьим хозяйствам.
Снижаются объемы и ассортимент продукции охотхозяйств, квалифицированные рабочие покидают лесные поселения, громадные участки охотничьих земель остаются невостребованными, а ресурсы дикой фауны и флоры не используются.
Неразвита глубокая переработка продукции промысла, готовая продукция неконкурентоспособна на внутреннем рынке. Основная часть продукции реализуется в виде сырья, значительная часть идёт на экспорт. Экологически чистая и полезная для здоровья россиян продукция из мяса и дериватов диких животных, дикорастущих лекарственных и пищевых растений, пушнины не конкурирует с товарами более низкого качества от крупных предприятий. Результатом рыночных стратегий таких компаний является предложение потребителям более дешёвых искусственных заменителей без высокой пищевой и оздоровительной ценности, экологичности. Государственные органы не проводят системной работы по поддержке продвижения товаров из охотхозяйственного сырья.
Рост числа крупных хищников и высокий уровень браконьерства связаны с недостаточной нормативно-правовой базой в сфере охотничьего хозяйства. Запреты и ограничения на эффективные способы добычи хищников не способствуют эффективному регулированию их численности, которая растет.
Низкая доступность охоты для местного населения и незнание основ охотоведения значительной частью охотников-любителей ведет к росту браконьерства. Эти факторы отрицательно влияют на численность особо ценных охотничьих животных и замедляют темпы их воспроизводства.
Рекомендации конференции для решения проблем отрасли и устранения ее причин.
Подготовить коллективное обращение охотоведческой общественности к Президенту Российской Федерации «О кризисном состоянии отрасли Охотничье хозяйство в России и мерах по его преодолению», обосновывающее необходимость принятия закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве РФ».
Сроки исполнения – до 01.10.2025. Ответственные – Иркутский ГАУ, Вятский ГАТУ и ВНИИОЗ (по согласованию).
Изменить действующее законодательство, чтобы охота была доступнее жителям местных районов: дать коллективам охотников право первыми закреплять за собой охотничьи угодья возле населённых пунктов и включить в существующие охотхозяйственные соглашения обязанность охотпользователя предоставлять платные места для местной охоты на части закреплённых за ним угодий, следуя нормативам площади и ценам путёвок.
Предложить департаменту охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации:
Закончить работу по утверждению федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 35.03.12 – Охотоведение и сохранение биоразнообразия, в составе укрупнённой группы 35.00.00 – Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Одновременно продолжить разработку и утверждение профессионального стандарта «Специалист в области организации охоты и сохранения охотничьих ресурсов».
К главе 7 (Управление в области охоты …) Закона об охоте добавить статью 40 «Кадровое обеспечение управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» следующего содержания: «Замещение должностей руководителя и первого заместителя руководителя органа государственной власти РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, руководителей и первых заместителей руководителей органов государственной власти субъектов РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также государственных охотничьих инспекторов осуществлять лицами, имеющими базовое высшее образование в области охотоведения в приоритетном порядке».
Разработать централизованную структуру для отслеживания состояния дичи и её местообитаний на всей территории России.
Необходимо отменить норму Приказа Минприроды РФ от 7 апреля 2025 г. N 178, ограничивающую срок действия разрешений на добычу копытных животных и медведей тридцатью календарными днями. Данная норма не учитывает специфику охоты в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, провоцирует рост вынужденного браконьерства, главным образом, среди промысловых и сельских охотников, и препятствует освоению ценных охотничьих ресурсов в регионах с низкой естественной продуктивностью охотничьих угодий.
· всемерно содействовать цифровизации отрасли;
Улучшить законы, которые регулируют работу государства с главными организациями охотников, и дать им больше роли в управлении любительской охотой.
Создать и реализовать систему государственного финансирования научных исследований в области охотоведения.
Устранить анонимность в сфере охоты.
Способствовать формированию общероссийской информационной площадки, посвященной популяризации законопослушного истребления дичи и выявления пользы охотничьей деятельности для России.
Внести изменения в действующее бюджетное законодательство для возможности списания 10% от продажи охотничьего оружия и боеприпасов на отдельный счёт министерства. Выделенные средства использовать только на обучение охотников, строительство и содержание стрелковых стендов, научные исследования по охране и использованию ресурсов диких животных, создание природных заповедников.
Способствовать формированию в регионах самостоятельных органов исполнительной власти, работающих в сфере охоты. Оценивать деятельность этих структур не только по изменению численности диких животных, но и по другим показателям: количеству выданных разрешений на добычу, числу охотников, доле закреплённых угодий, объёмам привлечённых инвестиций и налогов от профильных предприятий, выручке от продажи продукции и услуг.
Изменить правила охоты, чтобы дать охотникам больше возможностей ловить волков и шакалов, в том числе разрешить использование препаратов для эвтаназии.
Предоставить регионам больше власти регулировать численность других опасных и вредоносных животных, таких как медведь бурый, лиса, енотовидная собака и большой баклан.
Создать инструкции по определению нормативов вылова диких животных для коренных малочисленных народов.
Продолжать работы по улучшению методов учета количества диких животных с целью уменьшения объемов и частоты таких подсчетов.
Активно вводить новые способы учёта с применением техники и искусственного интеллекта для сбора и обработки данных.
Внедрить расчет заработной платы госохотинспекторов с учетом повышения коэффициентов за труд в сложных полевых условиях, выполнение обязанностей водителей и риски для жизни и здоровья.
Завершить процесс учреждения праздника «День охотника и работника охотничьего хозяйства».
4. Для поддержки и развития промысловой охоты:
Внедрить в закон определение «промышленных охотохозяйственных предприятий» и установить критерии для причисления к ним охотничьих хозяйств.
Предоставлять государственные средства этим предприятиям для производства мяса дичи, пушнины, сырья животного происхождения, а также пищевых и лекарственных растений.
Разрешить промысловым охотхозяйственным предприятиям заготовку пищевых и лекарственных растений на территориях, указанных в охотхозяйственном соглашении, упрощённым порядком, без конкурсов. Внести для этого соответствующие изменения в Лесной Кодекс РФ.
Запретить организациям, занимающимся закупкой продукции, реализацию товаров, добытых охотниками по разрешениям на добычу в рамках любительской и спортивной охоты, исключая продукцию, полученную по промысловым лицензиям.
Необходимо специалистам по экономике и охоте провести комплексное исследование экономического потенциала российского охотничьего хозяйства, учитывая привлечение неохотничьих ресурсов и услуг, а также мультипликативный эффект отрасли.
6. Органам государственной власти субъектов РФ:
Обеспечить независимость органов исполнительной власти по охране и использованию охотничьих животных. В их состав включить государственные бюджетные учреждения, отвечающие за работу особо охраняемых природных территорий регионального значения и участков традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Предоставлять комплексные меры поддержки развитию переработки мяса диких животных, пушнины, лекарственного сырья животного происхождения, дикорастущих ягод, орехов, грибов, пищевых трав, производства национальной одежды, продуктов питания, товаров для здоровья, сувенирной продукции, вольерному и полувольному разведению охотничьих животных, развитию охотничьего и неохотничьего туризма, включая расширение внутреннего и внешнего спроса на эти товары, субсидирование части затрат охотхозяйственных предприятий на приобретение перерабатывающего оборудования и техники.
Создать региональные проекты по использованию богатого растительного сырья для лечебных целей, направленных на борьбу с такими болезнями, как сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ и рак, используя существующие патенты.
В областях проживания сибирской кабарги нужно создавать специальные заповедники для её защиты. Внутри этих заповедников необходимо обустроить огражденные участки с полувольным содержанием и разведением животных.
Ввести систему поощрения добычи волков, предоставить финансирование охотничьим хозяйствам и одиночным охотникам для борьбы с хищниками.
Создание фонда «Иркутская школа охотоведов имени В.Н. Скалона» для развития охотоведческой науки и образования, поддержки талантливых студентов и выпускников факультета охотоведения ИСХИ и их проектов, представления отраслевых интересов в органах власти, организации важных общественных мероприятий и площадок, пропагандирующих любовь к природе и охоте.
Предложить Минприроды России назвать заповедник «Кузнецкий Алатау» именем профессора Гагиной Татьяны Николаевны в знак признания её заслуг в создании этого заповедника и в связи с 100-летием со дня рождения. Для этого разработать план по поддержке этого предложения со стороны заинтересованных вузов, научных и природоохранных учреждений, органов государственной власти, учёных.
Начать работу над монографией, посвященной 125-летию со дня рождения профессора В. Н. Скалона. Планируемая дата выхода – 2028 год. За поручением ответит Иркутский ГАУ.
Предложить администрации Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского принять участие в восстановлении обучения студентов военной специальности.
Министерство природных ресурсов Иркутской области разработает областную программу мониторинга охраны и рационального использования речного бобра в Приангарье. Предложено использовать более расширенное географическое обозначение популяции вида по сравнению с прежним названием – «Зулумайская популяция». Видовую группировку бобра в Прибайкалье назвать «Прибайкальская популяция Castor fiber Linnaeus, 1758».
Внедрение этих пунктов потребует пересмотра существующих федеральных и местных законов, а также стратегических планов.
Конференция поручает организационному комитету:
Разместить данную резолюцию в распоряжении органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, научных изданий, СМИ охотничьего хозяйства.
Разместить текст резолюции на сайте Иркутского государственного аграрного университета и в специальных изданиях.
Обеспечить контроль за проведением мероприятий, призванных реализовать рекомендации конференции.
Резолюция утверждена 30 мая 2025 года. Организационный комитет выражает благодарность всем, кто внес предложения к документу.
По заданию участников конференции выступает член секции государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства научно-технического совета Минприроды России, кандидат экономических наук, доцент Вашукевич Юрий Евгеньевич.