Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов

Изображение Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов
Фото: 1zoom.ru

Резолюция Международной научно-практической конференции в Иркутске. Накопившиеся вопросы и принятые решения

Конференция проведена на базе Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского, где уже на протяжении 73 лет непрерывно ведётся подготовка охотоведов высшей квалификации.

В работе приняли участие учёные и практики в области охотничьего хозяйства и других отраслей биологического природопользования из, более чем, 30 регионов России и иностранных государств.

В рамках конференции прошло совещание Департамента охотничьего хозяйства Минприроды РФ с руководителями уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросу «Сохранение и развитие промысловой охоты в России». В работе совещания приняли участие руководители и специалисты федеральных и региональных органов государственной власти сферы охотничьего хозяйства, члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, охотоведы и директора охотхозяйственных предприятий, промысловые охотники.

В пленарном заседании, секциях и на совещании прозвучали десятки докладов и сообщений на актуальные темы развития охотхозяйственной отрасли, внесены предложения по дальнейшему совершенствованию её функционирования.

По результатам работы конференции издан двухтомный печатный сборник её трудов общим объёмом 647 с., электронный вариант которого размещён на сайте Иркутского ГАУ и в Elibrary.

Впервые в истории России, по инициативе и при финансовой поддержке Ассоциации Росохотрыболовсоюз и её партнёров, в Иркутске установлен памятник «Охотоведам – защитникам природы», открытие которого состоялось 26 мая 2023 года.

Конференция констатировала:

1. Внимание к охоте и охотничьему хозяйству России со стороны законодательной и исполнительной власти, бизнеса, общественных движений и граждан с каждым годом неуклонно нарастает. В отрасли увеличивается число работающих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, растут показатели численности охотничьих ресурсов, внедряются современные технологии воспроизводства, рационального использования и охраны охотничьих ресурсов. Почти 80% показателей Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года показывают положительную динамику.

2. Охотничье хозяйство, как сформировавшаяся отрасль экономики России, производящая полезную и экологически чистую продукцию, выполняет важнейшую социально-экономическую функцию закрепления экономически активной части населения в удалённых и труднодоступных районах России, долговременного освоения её территории. Его спортивно-любительское направление способствует росту числа отечественных охотников, развитию сферы охотхозяйственных услуг.

3. Развитие в государстве научно-обоснованной законодательно регулируемой охоты не несёт негативного воздействия на природу, ведёт к сохранению и приумножению биологического разнообразия. Охота способствует разрешению конфликта между человеком и дикими животными, путём изъятия части их популяций, не превышающей размеров ежегодного естественного прироста, поддержания численности диких животных на уровне не наносящем ущерб окружающей среде, здоровью и полезной хозяйственной деятельности людей.

4. Вместе с тем, промысловое направление охотничьего хозяйства, являющееся одним из главных факторов жизнеобеспечения таёжной части населения страны, находится в тяжёлом экономическом состоянии. Это связано с падением объёмов экспорта пушно-мехового и лекарственно-технического сырья, вызванного политикой Коллективного Запада. У охотников-промысловиков возникают сложности с реализацией добытой продукции, отдельные заготовительные организации уходят с пушного рынка. Ситуация усугубляется слабым развитием перерабатывающих продукцию охоты отраслей, зарегламентированностью процессов добычи охотничьих ресурсов, закупки и реализации промысловой продукции. До сих пор не внедрены механизмы государственной поддержки субъектов охотничьего бизнеса и меры, стимулирующие заготовку дикорастущих ресурсов охотхозяйственными предприятиями.

В результате, экономическая эффективность промысловой охоты падает. Уровень дохода значительной части промысловиков ниже среднедушевого по регионам, что мотивирует профессиональных охотников на смену работы (образа жизни, места жительства), ведёт к оттоку экономически активной части населения с удалённых мест, неопромышлению охотничьих угодий, снижению числа сельских населённых пунктов и контроля над обширными таёжными территориями.

5. До настоящего времени не реализованы решения по внесению охотничьего хозяйства в действующий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и включению в перечень направлений подготовки высшего образования в УГСН 35.00.00  Сельское, лесное и рыбное хозяйства направления подготовки 35.03.12 – Охотоведение.

6. В настоящее время, органам государственной власти следует уделить особое внимание:

  • совершенствованию охотничьего законодательства в направлении расширения прав и возможностей рядовых охотников, предоставлению регионам и охотпользователям дополнительных возможностей по самостоятельному определению условий (объёмов, сроков, методов) изъятия охотничьих ресурсов, развитию сферы охотхозяйственных услуг;
  • внедрению системы государственной финансовой поддержки охотхозяйственных предприятий и охотников-промысловиков, осуществляющих деятельность по реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, производству охотхозяйственной продукции;
  • созданию условий для развития отраслей по переработке продукции охоты, производству: готовых изделий и пушнины; полезных продуктов питания из мяса диких животных, пернатой дичи, дикорастущих растений; товаров для здоровья из лекарственно-технического сырья; сувенирной и таксидермической продукции. Также следует сосредоточить усилия на совершенствовании сферы охотхозяйственных услуг и торговли, расширении их ассортимента для отечественных охотников и туристов;
  • выработке государственной кадровой политики в отрасли, росту доли специалистов, имеющих профильное образование на предприятиях и в органах государственного управления охотничьим хозяйством всех уровней, в том числе, через создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации квалифицированных кадров для охотничьего хозяйства страны;
  • внедрению механизма гарантированного законного доступа местного населения, в том числе КМНС, к охотничьим ресурсам, снятию напряжённости в этой сфере на местах, в регионах.

Конференция выработала следующие основные рекомендации:

1. Департаменту охотничьего хозяйства Минприроды России, совместно с Минсельхозом и Минобрнауки РФ, заинтересованными образовательными, научными и общественными организациями продолжить работу по включению в перечень направлений подготовки высшего образования в УГСН 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйства нового направления подготовки 35.03.12 — Охотоведение.

2. Минприроды России завершить процедуру внесения изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в части закрепления в нём вида деятельности «Охотничье хозяйство».

3. Ассоциацией «Росохотрыболовсоюз», совместно с Минприроды России продолжить работу по введению в России Дня работника охотничьего хозяйства (Дня российского охотника). Продолжать деятельность по привлечению молодёжи к охотничьему делу и охране природы, организации клубов, дружин и летних лагерей для юношества, проведению патриотической работы среди школьников и студенчества. Способствовать развитию охотничьего спорта и охотничьего собаководства.

4. Департаменту охотничьего хозяйства Минприроды России, совместно с ведущими научными и образовательными учреждениями, продолжить работу по созданию нормативно-правовой базы и выработке механизма государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства в сфере охоты, охотпользователей и охотников-промысловиков.

5. В целях поддержки пушного промысла:

  • перевести соболя в разряд охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи охотничьих ресурсов. Установить ставку сбора за добычу соболя, по примеру прочих пушных видов, в размере 600 рублей за установленную норму добычи одним охотником за весь сезон охоты. Определение норм добычи соболя осуществлять в регионах;
  • обеспечить доступность и упрощение процедуры оплаты и получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, в том числе и через цифровизацию данного процесса;
  • выйти с предложением на Правительство РФ о сокращении количества международных аукционов по продаже промысловой пушнины в России до одного, наделив его функциями агента государства по финансовой поддержке отрасли.

6. Минприроды России разработать и внести дополнения в Лесной кодекс РФ, дающие право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим действующие охотхозяйственные соглашения, заключать договоры на заготовку пищевых и лекарственных лесных ресурсов без проведения аукционов. Также упростить процедуру использования участков лесного фонда для формирования производственной структуры охотничьих хозяйств промыслового направления.

7. Органам государственной власти всех уровней способствовать развитию глубокой переработки пушно-мехового сырья, мяса дичи, частей и дериватов диких животных, пищевых и лекарственных растительных ресурсов, включая выделение грантов на приобретение специального оборудование и создание льготных условий кредитования профильного бизнеса.

8. Образовательным организациям всех уровней, осуществляющим подготовку кадров для охотничьего хозяйства, активно внедрять в образовательный процесс современные технологии мониторинга охотничьих ресурсов, включая использование в процессе практического обучения автоматических камер наблюдения и спутниковых навигаторов, программного обеспечения дистанционных методов сбора, обработки и передачи данных, применение беспилотных летательных аппаратов, специализированной малой техники и оборудования. Расширять знания и умения студентов-охотоведов в сфере современной биологии, информатики и бизнеса, технологий глубокой переработки продукции охоты и туризма.

Также активно внедрять в региональную практику опыт организации работы института наставничества над практическим обучением студентов-охотоведов, формируемым из кадрового состава эффективно работающих охотхозяйственных предприятий и государственных органов исполнительной власти сферы охоты.

9. Способствовать созданию общественных объединений охотников, из числа местного населения для решения проблем доступности охоты.

10. В целях совершенствования системы государственного мониторинга охотничьих ресурсов, Минприроды России организовать работу по разработке и применению методик оценки гибели копытных животных в периоды многоснежья, бескормицы и эпизоотий с использованием искусственного интеллекта, основанных на автоматическом анализе внутренних и внешних факторов, влияющих на состояние популяций диких животных.

11. Региональным органам государственной власти Сибири и Дальнего Востока стимулировать охотников на борьбу с волками, наряду с премированием, внедрять механизм авансирования охотпользователей на цели регулирования численности хищников.

12. Повсеместно применять лучшие практики использования сырья растительного и животного происхождения для профилактики и лечения различных заболеваний, повышению репродуктивных качеств человека.

13. Продолжить работу по расширению полномочий регионов и охотпользователей в сфере охотничьего хозяйства. Региональным органам государственной власти систематически совершенствовать законодательство в сфере охоты, включая принятие региональных профильных законов и программ.

14. Считать целесообразным создание в регионах самостоятельных центров мониторинга охотничьих ресурсов, специализирующихся, в том числе, на проведении научно-обоснованных и достоверных учётах численности охотничьих животных.

Кроме указанных основных рекомендаций, в сборнике материалов конференции размещён ряд конкретных предложений различных авторов по развитию образования, науки, права и экономики в сфере сохранения и рационального использования ресурсов дикой живой природы. Авторам данных предложений рекомендовать всячески способствовать их выполнению.

Конференция поручает организационному комитету:

1. Довести данную резолюцию до сведения органов законодательной и исполнительной власти, организаций и учреждений, научных и популярных изданий, средств массовой информации сферы охотничьего хозяйства.

2. Опубликовать текст резолюции на сайте Иркутского ГАУ и отраслевых изданиях.

3. Организовать работу по мониторингу мероприятий, направленных на выполнение рекомендаций конференции.

Резолюция принята единогласно 26 мая 2023 года.


Источник