Практически во всех регионах нашей страны наступил праздник перволедья. Лед сейчас тонок, плюс погода нестабильна: то дождь, то морозы. И это все сказывается на толщине льда. Но разве усидит азартный рыболов, что уже весь изошелся в предвкушении первых подледных поклевок?
В моем арсенале две пешни: легкая и тяжелая. Легкая требуется по самому первому, только вставшему льду. Пешня эта самодельная, из металлического прутка и выполнена в форме трости. Изготавливали мы ее в расчете на самый тонкий лед (4–7 см), она не громоздка и вполне подходит для рыбалки, на которую отправляешься на общественном транспорте.
Ручка утеплена резиновой изоляцией, благодаря которой пешня не скользит в руке. Конец пешни выполнен в форме лопаточки и немного заострен. Такая форма рабочей части позволяет быстро делать лунку, что экономит силы и время. Да и рыба меньше пугается, если мы разбиваем лунку достаточно быстро.
Это самый идеальный вариант для тонкого льда, и она выполняет все возложенные на пешню функции: позволяет проверить толщину льда на том месте, куда ступаешь, и, конечно же – с ней просто сделать лунку. Ее большой плюс – легкий вес, и если позволяет толщина льда – лучше не придумать.
Такую пешню вам за копейки сделает любой мастер, конечно же, несложно сделать ее и самому, имея необходимый инструмент и навык. Для этого нужна прочная арматурина. Конец ее накаляется в газовой печке и кувалдой плющится, затем все это обрабатывается и заостряется – работа не самая сложная, зато в руках – надежное средство для рубки льда и предмет техники безопасности.
При хорошей морозной погоде, да еще если не валит снег, лед нарастает быстро. И в скором времени легкая пешня перестает справляться с возложенными на нее обязанностями, лед пробивать становится сложнее. Но и за ледобур браться еще рано – лед местами тонок, особенно на течении, его всегда надо проверять на прочность, а буром этого никак не сделать, и в отдельные года с нестабильной погодой вплоть до середины декабря приходится брать с собой на рыбалку пешню.
И оно обычно бывает так: идти приходится по тонкому льду (пересекать фарватер), а ловить – с довольно толстого льда (до 15 см) где-нибудь в дальнем заливе. С буром идти через фарватер опасно, нужно постоянно проверять перед собой лед на прочность, а легкая пешня до седьмого пота доведет, пока в упрочнившемся льду залива сделаешь с ней лунку.
И вот теперь есть смысл брать с собой тяжелую пешню. Эта самодельная пешня появилась у меня давно, мне ее подарил один знатный рыболов, мастер на все руки. Ее вес около 4 кг. Изготовить ее самому уже не так просто, как легкую пешню. Жало такой пешни выполняется из прочной стали, и обрабатывать приходится на станке. Но ее всегда можно заказать у мастера, изготовление будет стоить совсем небольших денег.
Благодаря своему весу, пешня легко рубит лед, но транспортировать и носить по водоему сложнее. И надо помнить, что пешня – это предмет вашей же безопасности и не стоит ею пренебрегать.
Пару лет назад на моих глазах произошел эпизод, в котором главную роль сыграла подобная пешня (такой тип пешен очень распространен). Идет довольно упитанный рыболов, несет в руках пешню. Притом несет так, будто наперед знает, что произойдет – держит горизонтально двумя опущенными руками прямо перед собой. Лед неожиданно под ним проваливается, рыбак уходит, и – о счастье! – тут же опирается руками на эту пешню, как на турник – оба края пешни на крепком льду.
Мужик, человек немалого веса, будто акробат, опираясь на свою пешню, выбрасывает ноги наверх и выбирается! Все происходит так быстро и красиво, что никто даже ахнуть не успел, а провалившемуся – даже толком промокнуть не пришлось.
Видал я, как провалившиеся выбираются на лед при помощи таких же пешен. Все делается по тому же принципу. Опираются концы на лед – и человек, подтянувшись и отжавшись, выбрасывает сам себя на крепкий лед.
На пешне также обязательно должна быть веревка. Во-первых, в целях той же безопасности – благодаря ее длине и длине пешни можно подобраться поближе к провалившемуся и вытащить его, как он за эту самую веревку ухватится.
Во-вторых, пешни имеют такое свойство – утапливаться. У меня, приученного еще в детстве отцом привязывать пешню веревкой, был только один такой случай. У моих приятелей же, которые ленились это делать, таких случаев аж по два за сезон случается.
БАГОР
По перволедью багор – незаменимый инструмент. В прошлом году, помнится, попали на выход щуки. Она активно нападала на наших живцов и флажки жерлиц то и дело загорались, однако ни одной хищницы достать нам так и не удалось, все сошли прямо под лункой, и если бы у нас был багор – то добрую часть этих щук удалось бы поднять на лед.
Также по первому льду у нас, на Волге, случаются поклевки хороших лещей, которые ни в одну лунку, что можно сделать пешней или ледобуром, не пролезут. И те рыболовы, что не имеют багра, пытаются руками достать таких исполинов на лед. Закатывают рукава, хватают леща за голову, тянут с силой, и… достают оторванную лещовую голову.
Сколько мне приходилось видеть таких горемычных рыболовов за свою практику. А будь багор – его можно зацепить и при помощи ледобура и той же пешни достать чудо-трофей на лед.
Багор тоже несложно сделать самому. Все, что требуется – заострить и загнуть сталистую проволоку, приладить к ручке – и в путь. Какие-то мастера делают багры с «бородкой» – по технологии рыболовных крючков. Это дополнительно снижает процент сходов рыбы уже с багра. Но однажды такой багор спас жизнь рыбака. Компания в полной темноте шла по тропе через фарватер в сторону берега. Их внимание привлек темный предмет совсем недалеко от тропы.
Оказалось, это провалившийся рыбак, который молча пытался вылезти на лед, но ему не удавалось. Его попытались вытащить, кидали ему веревки, однако ничего не получалось, его руки закоченели так, что ухватиться за веревку он уже не мог.
В итоге спасти его удалось, лишь подобравшись к нему сзади на довольно близкое расстояние и зацепив его за ворот бушлата багром, затем потихоньку вытащить его на лед. Достаточно прочный багор в конце этой операции был выпрямлен в одну линию – разогнулся. И слава Богу, крюк багра был с «бородкой», она не отпускала ворот бушлата, иначе сорвался бы терпящий бедствие и был бы спасен – еще не ясно.
Вот так, хотел было рассказать о багре и пешне с технической стороны дела, однако больше вспомнил о том, как приходилось спасать с ними провалившихся под лед.
И причина тому, что сам нукануне умудрился искупаться, но удачно вылез при помощи пешни – успел вовремя на нее опереться.
Будьте осторожны на льду и помните, главное – безопасность!