В вопросе о правилах поведения на охоте нет однозначных ответов: взгляды разнятся, а судить часто оказывается сложно. В этой статье автор попытается поделиться своим пониманием понятия «охотничья этика».
Несмотря на возражения некоторых групп нашего общества, охота – непременный элемент нашей истории.
С незапамятных времен мы развили мастерство выслеживания, добычи и употребления дичи. Это ремесло сформировало нас как людей, и я не вижу оснований отказываться от такого увлекательного занятия в пользу так называемого прогресса.
Охота предполагает уважение к добыче: ее виду, месту охоты, времени года, а также выбору целей — в зависимости от их возраста или пола. С этим трудно не согласиться, и его важно учитывать.
В природе охота подчиняется только силе хищника и его голоду, никаких других норм нет. Лев не утруждает себя церемониями, убивая антилопу грубо, и может даже есть ее, глядя в глаза.
Человеку на сегодняшний день от животного хищника (например, льва), скорее всего, отличает именно разум, которым современный охотник должен руководствоваться в своей деятельности, особенно при ведении добычи. В процессе такого освоения жизни открываются удивительные и не всегда приятные факты. Проще говоря, охотничья этика — это общепринятые нормы поведения во время охоты на природу и других охотников, которые основываются на разуме, то есть внутреннем убеждении самого охотника.
Некоторые из установленных норм вошли в современные Положения о регулировании охоты. Противники правил рискуют быть наказаны по закону. Человек, нарушающий правила охоты, считается браконьером.
Правила охоты в нынешней редакции установляют лишь самые общие нормы проведения охоты, оставляя большую часть практических правил прерогативой самого охотника. Несоблюдение неофициальных правил этикета влечет за собой не юридические санкции, но осуждение со стороны общественности и исключение из охотничьего сообщества.
Полагаю, становление охотничьей этики у каждого стрелка происходит в несколько этапов. Не считаю нужным упоминать о первородной охотничьей страсти – неугасающем стремлении, которое нас влечет, ведь без неё всё остальное становится бессмысленным.
Прежде всего, по моему мнению, нужно тщательно изучить биологию тех животных, которых собирается охотиться человек. Охотнику необходимо знать их жилища, привычки, следы, миграции и численность в той местности, где он будет охотиться.
Новичок в мире охоты часто оказывается в затруднительном положении: у него есть все необходимые документы – разрешение, оружие и билет – но знаний о том, как действовать дальше, практически нет. Подобно выпускнику школы, получившему аттестат, но не имеющему четкого плана действий в новом мире, он теряется и не знает, с чего начать. Без надлежащей подготовки его пребывание в лесу может принести только разрушения.
Чтобы начать охотиться эффективно, важно определиться с желаемым результатом: какая добыча вас интересует, какими методами вы предпочитаете ее получать. Получив информацию из книг, интернета и общения с опытными охотниками, начинающий может не только изучить теорию, но и сформировать собственное представление о своем будущей охоте.
Второй важный аспект – это практическое ознакомление с дикой природой. Это не обязательно связано с охотой, речь идет о посещениях природных мест, будь то для рыбалки, сбора грибов и ягод или просто прогулок. Полезны также совместные мероприятия в рамках общественных групп, направленные на сохранение природы.
Значение общения и участия в занятиях вместе с опытными охотниками как носителями этических норм неоценим.
Изучая и наблюдая за добычей, начинающий охотник постигает глубину своей страсти, обучает себя её сдерживать, формирует своё отношение к конкретному виду дичи. Всё это позволяет ему воплотить свои знания в действии во время самой охоты.
К сожалению, часто начинающий охотник впервые видит добычу только через прицел ружья: его приводят на место и говорят: «Стреляй туда». Такой подход я считаю разрушительным, ведь добыча дичи – это кульминация всего процесса охоты. Начать с неё — значит не ощутить суть охоты, ничего не узнать и практически ничему не научиться. В этом нет духа охоты, уважения к дичи, внутренних ограничений, удовлетворения от пройденного пути; остается лишь короткий выстрел и условная мертвая утка. В таких случаях человек либо испытывает разочарование от охоты, либо, что страшнее, развивается равнодушная жестокость по отношению к дичи.
Каждое произведённое оружие — зеркало зрелости и этики охотника. Чтобы избежать внутреннего конфликта при спусковом механизме, ему необходимо быть полностью согласованным с самим собой, осознавать зачем нужна ему эта дичь, не наносит ли он природе вреда, добывая её (и тем самым себе), и приняты ли меры для минимизации страданий животного. Охотник должен знать, сможет ли найти добычу после выстрела, и как он себя почувствует при приготовлении и употреблении мяса. Через это проявляется уважение к дичи и природе. Такой охотник всегда уверен в выстреле, сохраняет спокойствие и искренне радуется своему трофею.
Рассудительный человек, углубляясь в изучение охоты, легко постигнет этические рамки добычи. Каждое звено природы имеет свои правила и особенности.
Например, при охоте на рябчиков бессмысленно убивать всех петухов в одном месте – так как эта дичь «штучная», связана с конкретной территорией, и ее отсутствие скажется на долгое время. Осенью сознательный охотник, гонясь за тетеревами или глухарями, не станет стрелять по курице, взлетевшей из куста, зная, что весной она выведет потомство. И не поразит выплывшего из камыша выводка утят в начале сезона охоты на водоплавную дичь – ведь он только что встал на крыло.
В охоте нет места жадности, алчности, жестокости и равнодушию. Не место здесь и пьянству.
Для полноты охотничьего опыта необходима не только сама охота, но и соответствующая атрибутика. Охотник должен подобрать красивую, удобную одежду, подходящее ружье, патронташ, рюкзак, манки, ягдташ и прочие принадлежности. Каждый элемент экипировки должен быть тщательно подобран и подогнан для исключения любых раздражений. Красивый внешний вид снаряжения способствует внутреннему удовлетворению, спокойствию и наслаждению от самого факта нахождения на охоте. Это также способствует спокойному и уверенному выстрелу, а также помогает избежать поспешных решений.
Опыт охоты без друзей по духу неполноценен. Запомнить прекрасные мгновения поможет небольшая группа единомышленников, ведь таких товарищей никогда не бывает слишком много. Именно в окружении близких людей проявляется суть братства охотников и ценность надежного плеча рядом. Счастлив тот охотник, кто нашел себе такую компанию.
Охотничья этика включает и налаживание взаимоотношений между охотниками. Все прекрасно осведомлены неофициальными нормами поведения в чужой избе, у костра или в общей комнате, а также правилами распределения добычи после разделки крупных животных.
Эти правила не просто старинный обычай, но и разумное поведение. Соблюдение их свидетельствует о духовном развитии человека, стремящегося к охоте, и помогает разрешить многочисленные сомнительные ситуации.
Многие знают о запрете стрельбы по уткам весной в стаях, хотя прямого указания об этом нет в Правилах охоты. Откуда же взялся этот запрет?
Всё просто: весной строго запрещено убивать самок уток. А при стрельбе по стаям вероятность поразить самку очень высока, поэтому и отстрел влет недопустим. Кроме того, сама атмосфера весенней охоты не предполагает стрельбу влет.
В essence смысл весенней охоты — это погружение в атмосферу пробуждающейся природы, наслаждение яркими красками неба, воды, земли и самой жизнью после зимнего затишья. Выстрел весной — это короткий салют весне (а не осенняя грохота) и награда — красивый трофей на поверхности воды.
Кто чужд природе и охоте, тот и задается вопросом о нравственности пребывания детей в этих занятиях.
Каждый родитель-охотник понимает, что самые яркие детские воспоминания связаны с походом в лес вместе с отцом. Рядом с любящим и надежным родителем открывались чудеса природы. Незабываемым был аромат чая у костра и восторг от добытого рябчика или чирка. Сегодня, когда ты даришь своему ребенку незабываемые впечатления на всю жизнь, это повторяется вновь. Спортивные занятия, экологическое образование, укрепление здоровья, ориентирование на местности, расширение кругозора, навыки выживания — все это возможно. А кто как не папа сможет объяснить важность уважения к природе и добыче, научить правилам поведения в лесу, показать и рассказать всё?
Вот где прослеживается связь опыта прошлых и нынешних времён. В течение многих веков эта связка сохранялась, но сегодня она, к сожалению, начала разрушаться. Последствия не заставили себя ждать: появилось поколение, которое незнакомо с лесом, дичью и их законами. Природа воспринимается как чуждое и подлежащее уничтожению – таково следствие.
Стремление юного охотника овладеть всеми законами охоты, как письменными, так и усваиваемыми опытным путем, вместе с передачей знаний ветеранов – бесспорно, лучший рецепт воспитания внимательного и опытного охотника.
В юности мой отец был страстным рыбаком, а охотой не интересовался. Я же рос с неистовым желанием охотиться, но возможности удовлетворить это стремление у меня не было. К счастью, книги помогли мне осмыслить и найти правильное применение своим чувствам. По сей день я бесконечно признателен всем авторам, которые пишут об охоте.
В девятилетнем возрасте случайным образом я обнаружил для себя «Записки ружейного охотника» выдающегося Сергея Тимофеевича Аксакова и бесповоротно погрузился в мир охоты. Поглощая главы за главами, я видел перед собой реалистичные сцены охоты и изучал нормы поведения в природе. После Аксакова я досконально прочитал все доступные в библиотеках книги о охоте: «Охотничьи просторы», подшивки журнала ОиОХ, «Записки охотника Восточной Сибири» А.А. Черкасова и всякую литературу, где бы упоминалось магическое слово «охота», до чего я мог тогда добраться.
Вместе с братом мы много лет постигали охотничьи премудрости, хоть ружья у нас и не было. Путешествовали по полям, наблюдали за утками на озере. В августе, терзаемые комарами, терпеливо ждали у камыша на закате прилёта гусей. Сердце колотилось в груди, когда стая серых гусей после полета над полем садилась на гладь степного озера – с гулким звуком «ломала крыло» и почти вертикально погружалась в невидимую мглу…
К шестнадцати годам, когда отец разрешил иметь в доме первое на троих ружье, мы уже становились опытными и самостоятельными охотниками с собственными моральными принципами, которые верны нам и сейчас.
По прошествии нескольких лет у каждого из нас появился свой собственный экземпляр ружья, что предвещало долгие годы успешных охот.
Быстро приобретаешь навыки, если постоянно занимаешься делом.