Стратегии выживания при автопутешествиях

В машине во время путешествия по малонаселенной местности нужно иметь: запасные свечи, лампы и предохранители, запасное колесо (не электрический насос, а ручной или ножной), аптечку, огнетушитель, масло, тормозную жидкость, ремень генератора и другие ремни по необходимости. Инструменты: набор гаечных ключей, пассатижи, молоток, монтировка, отвертки, шило, баллонный и свечной ключи, зубило. В труднопроходимых местах полезны два домкрата (один из них — спортивный реечный домкрат с длинной рукоятью), кусок фанеры под домкрат, фонарь, баллончик WD-40, несколько досок, изолента и скотч.

Необходимо иметь лопату, буксировочный трос, провода для «прикуривания», не менее двух канистр с горючим, топор и пилу. В машине должен быть прикуриватель.
Желательно иметь несколько канистр с питьевой водой, соль, несколько упаковок «Доширака», сахар, кусок мыла, несколько мотков разной проволоки, пачку старых газет, тюбик клея «Момент», пару кусков пленки и несколько старых курток.
Водка также пригодится для оплаты помощи трактористам и угощения.

Требуется тщательная подготовка автомобиля к путешествию. Проверьте уровень и давление масла, состояние тормозной системы и колес, натяжение ремней, отрегулируйте зажигание, накачайте колеса, проверьте работоспособность электрооборудования. Убедитесь, что не течет масло, тосол, тормозная жидкость, нет люфтов в подвеске и рулевом управлении.

Часто при устранении поломок требуется находчивость. Встречались случаи, когда на охоте в лесу ударившись о пень, пробивали поддон картера. Масла хватало, но заливать его в дырявый картер было невозможно. После двух часов размышлений нашли выход: расплавив несколько пластиковых бутылок из-под воды, забили трещину и доехали до дома. Тем не менее наличие запасных частей и материалов в экстремальной ситуации играет решающую роль. Не всегда удается так легко отделаться.

Для охоты в отдаленных и непроходимых местах следует использовать не менее двух автомобилей, предпочтительно одинаковых моделей.

Это обеспечит возможность использования одинаковых деталей, поддержание постоянной скорости и прохождение сложных участков.

В поездке, особенно на большие расстояния, нужно грамотно регулировать скорость движения. Медленная езда может не дать уложиться в срок, быстрая – вызвать усталость, снижение бдительности и рассеянность. Важно рассчитать темп и скорость маршрута. Скорость движения выбирается исходя из характеристик самой слабой машины; ее пускают первой. Там, где проедет новичок, остальные гарантированно пройдут. Постоянно следите за приборами: перегрев двигателя, утечка масла или тормозной жидкости могут поставить под угрозу вашу жизнь. В любом случае заклинивший в тайге двигатель – неприятная ситуация.

Многочасовая езда вызывает сонливость, оцепенение. При таком состоянии необходимо остановиться и 5-10 минут походить, дышать свежим воздухом. Можно умыться холодной водой. Иногда сонливость настолько сильная, что можно просто отключиться. В таких случаях останавливаюсь на 15 минут и сплю. После этого сон обычно проходит. Перед дорогой хорошо выспаться и отдохнуть. Как правило, к концу пути усталость и расслабление наступают. Вот последние километры. Но расслабляться нельзя, ведь как и в любом месте, вас могут подстерегать опасности. Расслабиться можно только выйдя из машины и заглушив двигатель.

Все автомобили должны находиться в зоне видимости друг друга. Но при этом соблюдать безопасную дистанцию для предотвращения столкновений при резком торможении впереди идущего транспортного средства.
Ведущий водитель должен следить за тем, чтобы никто не сильно отставал. При проезде населенных пунктов оторвавшиеся машины должны останавливаться и ждать отставших в местах, исключающих возможность их отъезда по другой дороге. Соблюдайте правила дорожного движения. Ехать со скоростью 60 км/ч лучше, чем разбираться с сотрудниками ГИБДД. Особенно в отдаленных регионах, где привыкли к нарушению правил.

Раннее утро для большинства водителей более благоприятное время для движения, чем вечерний период. Поэтому рекомендуется вставать с рассветом и выезжать в дорогу, а вечером ложиться спать пораньше. В дорогу полезно брать термос с чаем или кофе, которые хорошо бодрят и насыщают. Для перекуса целесообразно приготовить бутерброды заранее. Можно положить рядом орешки, чипсы, сухарики – их можно жевать по дороге, это отвлекает от однообразия пути. Возьмите с собой побольше дисков с разной музыкой.

В дорогу надевайте свободную одежду, которая не тянет и не натирает. Например, разгрузка за рулем может давить на шею, и через 200 километров путь она начнёт ныть. Подберите удобную обувь, например, кроссовки. На дальние расстояния, особенно на тяжелых машинах, как УАЗы, надевайте перчатки для вождения. Руки будут меньше скользить и уставать. Обязательно держите в машине солнцезащитные очки как летом, так и зимой. Старайтесь поддерживать прохладную температуру в салоне автомобиля. Я обычно включаю печку на ноги, чтобы им было тепло, а голову держу в холоде. Так вы меньше будете дремать и страдать от температурного дискомфорта.

Чтобы избежать аварии – очевидная истина, но что делать, если она всё-таки произошла? Ваша жизнь и здоровье зависят от ваших действий. В последний момент перед столкновением поднимите ноги к груди и прижмите к ним голову. По возможности расслабьте тело. Можно даже закрыть глаза. Если во время удара мышцы напряжены, их риск травмирования выше, чем у расслабленных.

Что делать, если машина застряла на мостах? Без подъема домкратом её вытащить не получится. Одним домкратом поднимайте машину, под колеса подложите палки, ветки, камни, а другим — продолжайте поднимать.

Для преодоления водных и грязевых преград нужно исследовать глубину, прочность грунта, наличие камней, веток и других помех, а также определить маршрут въезда и выезда. Убедитесь, что вода не попадет на свечи зажигания, распределитель зажигания и другое электрооборудование. Перед въездом активируйте все мосты и блокировки, а затем заезжайте на пониженной передаче. Необходимо избегать рывков; движение должно быть максимально плавным. Любое увеличение оборотов может привести к пробуксовке. Только во время выезда на твердую высокую поверхность можно слегка увеличить обороты двигателя, чтобы увеличить мощность и без проблем выбраться на берег. При пересечении водных преград с твердым грунтом допускается не использовать пониженные передачи.

В зимний период водителю необходимо проявлять особую осторожность. Морозы негативно влияют на работу двигателя, а езда по обледенелой дороге опасна. Следует соблюдать дистанцию с другими автомобилями, так как тормозной путь зимой значительно превышает летний.
Главным моментом является оснащение машины нормальной зимней резиной – это может спасти жизнь как водителю, так и другим людям.
По скользкой дороге нужно ездить спокойно, без резких движений, чтобы не съехать с проезжей части. Зимой желательно иметь немного песка в машине: подсыпав его под колеса при заносе, можно легче выехать. В зимний и летний период не следует заезжать на рыхлую обочину – вас может занести.

Во время поездок на автомобиле можно спать как в машине, так и на улице. Каждый выбирает по вкусу. В обоих вариантах есть свои плюсы и минусы. На сиденьях машины спать мягче, но менее удобно из-за формы разложенных кресел. Мне кажется, что в палатке удобней. Однако, тут дело вкуса. Кто-то скажет, что в машине теплее. Мне кажется, одинаково, может даже холоднее. Во время сна нельзя включать двигатель и печку, чтобы согреться. Если замерз – заведи машину, но следи за приборами. В противном случае рискуешь проснуться с заклинившим двигателем из-за недостатка масла или тосола.

Во время остановок старайтесь выбирать надежные деревья, чтобы избежать риска падения ветвей на крышу. Продукты храните в машине для защиты от грызунов.