Почитатели «индейской темы» часто считают томагавк одним из самых ярких символов вооружения американских коренных народов. Знаете ли вы, что первые томагавки появились на территории Северной Америки одновременно с пришедшими туда европейскими колонистами?
Предков американских индейцев вооружали метательные и ударно-дробящие инструменты, которыми человечество пользовалось еще в древности. Для охоты на мелкого зверя, птиц и хищников использовались луки из цельного дерева с наконечниками из кости или камня и стрелы к ним.
Индейцы охотились на крупных зверей, используя копья. Не менее действенными были оружие вроде пращи и боло – пары камней, связанных кожаной стропой или плетённым шнуром. В дополнение к этому вооружение включали каменные и костяные ножи, а также дубинки с ударной частью из обработанного и высушенного древка.
В Америке, где умение обрабатывать металлы было неизвестно, топор появился благодаря французским мореплавателям, среди которых был Жак Картье. В 1534 году во главе экспедиции Картье французы высадились у реки Святого Лаврентия и установили первое европейское поселение в нынешней Канаде – Квебек. В отличие от англичан, прибывших почти через столетие после них, французы проявляли терпимость и уважение к коренным народам. Обмен товарами между сторонами начинался с меновой торговли, где топорик часто служил основным средством оплаты.
Европейские моряки при встречах с коренным населением использовали небольшими топорами – рабочая часть составляла 5-8 сантиметров, а древко было длиной в локоть. Сделаны из недорогих сортов стали, эти топоры все же были тверже каменных инструментов. Любой кузнец из деревни мог изготовить такой топор из обручей для бочек, где хранилась соленая мясная продукция.
Фильмы, вдохновлённые романами Д.Ф.Купера, часто показывают томагавками вооружённых индейцев. На самом деле, в реальности это было не так распространено. Европейские изделия были дорогими и малопроизводительными, поэтому не могли быть доступны всем желающим. Кроме того, томагавки имели ограниченную практическую ценность для индейцев: узкая рабочая часть не подходила для рубки дров и обтесывания жердей.
Томагавки были недостаточно удобны в бою. Короткие рукояти и узкие лезвия позволяли наносить глубокие ранения, но затрудняли вытаскивание оружия после удара. Внешне томагавки напоминают европейские боевые чеканы – топорики с одним кромкой лезвием и ударным бойком на другом конце.
В Европе такие чеканы использовались как одноразовые орудия: всадник наносил им сильный удар сверху вниз, оставляя его в теле противника, так как извлечь его было невозможно.
Томагавки были особенно популярны среди ирокезов – самого могущественного племенного союза Северной Америки. До захвата французских колоний англичанами, ирокезы оставались преданными союзниками Франции, сражаясь по приказу губернатора из Квебека.
Среди коренных американцев команчей, одного из самых сильных племенных союзов, томагавки не пользовались популярностью. Хотя они знали о существовании такого рода оружия, их военная тактика была больше определена соседством с испанцами. Практичные идальго и монахи-иезуиты не велись торговыми отношениями с индейцами. Часть из них считали подданными своего короля, а другую – врагами. С XVIII века основу военной стратегии команчей составляли конные рейды, где длинное копье и лук оказывались более эффективным оружием.
Томагавк смог войти в историю оружия благодаря тому, что определенные индейские племена, такие как чероки, приняли образ жизни европейцев. Они стали использовать шляпы и жилеты, занялись земледелием и предпринимательством. Благодаря этому их культура стала связующим звеном между белыми переселенцами и коренными жителями Америки.
Топорики европейского производства, украшенные перьями и шкурами бизонов, обрели статус символа индейцев.
Голливудские кинорежиссеры популяризировали этот образ в пятидесятых годах прошлого века. Именно такой вид индейской культуры стал известен современным европейцам — с томагавком, который получил несоответствующие ему функции и значение.