Унты – лучшая обувь для охоты?

Этот тип обуви в России знает каждый. Унты входили в стандартный набор экипировки пилотов полярной авиации, их носили отважные геологи, отправляющиеся за туманом и запахом тайги.

Однако универсального снаряжения не существует, и то, что подходит для одних условий, окажется непригодным в других. Всё, что нужно знать о унтах, «монголках» и их аналогах – прочтите здесь!

Унты представляют собой традиционную обувь, которую шьют и носят в регионах с суровым холодным климатом – Центральной и Восточной Сибири, Заполярье, Чукотке и так далее. Данный тип обуви является сапогом, состоящим из верха — «ботинка», закрывающего стопу, многослойной подошвы и голенища.

Среди многочисленных видов зимней обуви унты считаются одними из наиболее теплых моделей благодаря использованию собачьих шкур в качестве материала для пошива. Голенище представляет собой два слоя шкуры, сшитых таким образом, чтобы мех находился снаружи и внутри. Внутренняя часть верха – «ботинка» также изготовлена из шкуры, расположенной мехом вовнутрь. Наружная ее часть произведена из толстой мягкой кожи.

Подошва состоит из нескольких слоёв. Первый представляет собой стельку из той же собачьей шкуры. Второй — слой войлока толщиной 1 см с выходом наружу, третий — резиновая подошва с протектором, присоединяемая к войлоку методом вулканизации. Слои войлока и стельки из шкуры прошиты между собой, крепление всей подошвы к верху осуществляется методом прошивания через рант.

При упоминании слова «унты» большинство людей старшего возраста издают восхищенный возглас: «Оооо!». Действительно, в унтах нога не замерзнет на льдине, в кабине самолета. Эта обувь сохранит тепло, а значит – жизнь и здоровье при -60°С. И это – правда. Однако правдой сие утверждение является относительно тех мест, где эту обувь шьют, носят, и для которых она предназначена изначально, т. е. для климатических зон, славящихся критически низкими температурами.

Эффективность унтов снижается там, где нет полярной зимы, например, на среднерусской возвышенности в европейской части России. Главная проблема охотничьей обуви в наших условиях – гигроскопичность. Где заморозки могут смениться оттепелью или наоборот, обувь подобного типа непригодна. Это утверждение справедливо и для так называемых «монголоков». Эти сапоги схожи с унтами, но голенище их содержит мех только внутри. Внешняя часть сапога покрыта гладкой кожей.

Самая большая проблема такой обуви заключается в наружном выходе войлочного слоя подошвы. Там, где температура окружающей среды выше -10 градусов, войлок начинает впитывать влагу через рантовую часть. Купировать или предотвратить этот процесс невозможно – покрытие из влагонепроницаемых составов на войлоке не удерживается. Итогом ношения обуви данного типа в условиях среднерусской зимы является постоянно мокрая нога. Поступающая через рант влага пропитывает всю подошву, затем – носок и штанину.

Внедрение современных технологий для снижения себестоимости приводит к тому, что вместо собачьих шкур (где их взять?), материалами для изготовления теплой обуви служит овчина – натуральная или искусственная. В итоге обувь впитывает влагу быстрее, а ногу греет хуже.

В таких случаях голенище получается слишком легким и не держит форму. В идеале оно должно «приходить» под колено и фиксироваться двумя ремешками – у голеностопного сустава и чуть ниже коленного. На практике эти ремни являются рудиментами, и даже при их наличии голенище сползает до середины голени, увеличивая теплопотерю.

С «монголками» ситуация выглядит примерно также. Так же малоустойчивы по отношению к промоканию. Кроме того, оба данных типа обуви обладают широким голенищем, в которое заправляется штанина. В охотничье-походных условиях это приводит к попаданию снега и промоканию как штанины, так и сапога. У объемных голенищ существует еще один недостаток – неудобство в процессе управления автомобилем.

Здесь у многих возникнет возражение – откуда же берутся восторженные мнения об такой обуви? Все очень просто. Полярные авиаторы не занимаются пешей ходьбой, как коренные монголы. Обувь, используемая теми и другими, является очень тяжелой и плотной, поскольку шьется из нескольких слоев натурального материала. Ее задача – сохранить тепло в течение многих часов, которые хозяин проводит в холодной кабине АН-2 или верхом на лошади. На долгую ходьбу она не рассчитана, и здесь появляется диссонанс. По-настоящему теплая обувь такого типа будет обладать значительным весом, а облегченные варианты не будут греть так, как нужно. Недостатки одного и того же типа будут характерны для всех вариантов исполнения.

В заключение хочется отметить, что целью данного материала не является намерение раскритиковать традиционную обувь сибирских народов. Однако перед тем, как рассматривать её в качестве составляющей собственной экипировки, следует ещё раз оценить все известные плюсы и минусы, адаптируя снаряжение именно для тех условий, в которых Вам предстоит его использовать.