Новые квадроциклы продаются по цене, которая совсем уж кусается. За 600-700 тысяч рублей даже китайского нельзя найти.
Когда речь идёт о брендах, то ситуация становится ещё более сложной. В таких обстоятельствах многие вынуждены обратить внимание на подержанные модели. Однако приобретение мотовездехода с рук сопряжено с риском нарваться на неисправный агрегат. Поэтому перед тем, как отправиться на осмотр грязевого вездехода, нужно знать, на какие детали необходимо обращать особое внимание.
Фотографии из объявлений могут раскрыть некоторые нюансы технического состояния ATV. Звучит странно, но если квадроцикл на снимках сверкает, словно ухоженная шерстка кота, продавец, скорее всего, старается отвлечь ваше внимание от технической стороны своего «коня», акцентируя красоту внешнего вида. Мы подсознательно полагаем, что если квадроцикл на картинке выглядит новым, то и ходовая часть, и двигатель должны быть в таком же идеальном состоянии.
ВСЕ НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ОТМЫТОЕ СТАРОЕ
Нечестные продавцы эксплуатируют данное заблуждение. В качестве приманки применяются не только стандартная мойка, но и различные средства для ухода за пластиком, которые маскируют повреждения обвеса, создавая иллюзию новизны. Поэтому объявления с фотографией квадроцикла, вымытого до блеска или даже с капельками воды на корпусе, должны вас предупредить. Внимательно изучите детали, прежде всего редукторы и мотор. На мотовездеходах эти компоненты изготавливаются из алюминия, и если предыдущий хозяин «маскировал» дефекты, то это будет заметно на этих агрегатах.
Использование квадроцикла в условиях болота приводит к тому, что как двигатель, так и редуктор сильно нагреваются. В результате погружения в холодную грязь, последняя проникает в поры разогретого алюминия, создавая характерный коричнево-бронзовый налет.
Если квадроцикл выглядит свежим, но имеет такую окраску на алюминиевых деталях, значит, на нем ездил не просто так человек, а тот, кто эксплуатировал его в сложных условиях.
НАБОР ЮНОГО ХИМИКА
Хитрые продавцы придумали способ маскировать следы износа квадроциклов. Они используют недорогой чистящий гель для унитазов, который эффективно удаляет загрязнения с алюминия за короткое время. Однако такой метод обманчив: при контакте с агрессивными компонентами геля на поверхности алюминия появляются темные пятна, придавая редукторам цвет оцинкованного ведра. Кроме того, средство может попасть на другие детали – раму, рычаги подвески и приводы колес – где сколы краски неизбежны, вызывая быструю коррозию.
Если квадроцикл выглядит свежим, а алюминиевые детали не покрыты бронзовым налетом, словно бы новые, но рама и рычаги подвески имеют красноватый оттенок – это говорит о том, что перед продажей его тщательно «обработали».
ПРЕДАТЕЛЬСКИЕ АКСЕССУАРЫ
В квадрике есть труднодоступные места, где удалить грязь затруднительно. Например, пространство между бензобаком и пластиковым обшивкой. Во время езды по болотистой местности там скапливается тина и глина. Даже при помощи пистолета мойки высокого давления очистить это место полностью практически невозможно из-за ограниченности доступа. Сначала все выглядит вполне безобидно, но как только обнаружится грязь в труднодоступных местах — отказывайтесь от покупки без раздумий. Конечно, предыдущий владелец может попытаться снять пластик и тщательно промыть вездеход, но на такое не способны многие.
Стажеры на колесах – квадроциклы – обладают специфическими чертами, свойственными тем, кто побывал «на острие» бездорожья: радиаторным выносом и шноркелями (воздухозаборниками). С их помощью вездеход преодолевает глубокие грязевые ручьи, когда из-под воды остаётся лишь руль. Не верьте рассказам продавцов о том, что радикальные модификации, как радиаторный вынос и шнор Kelley, были установлены по совету в мотосалоне. На самом деле квадроциклы не видели ничего страшнее сухих лесных троп. Это как женщина в короткой юбке с сетчатыми колготками и ярким макияжем, которая утверждает, что вы ее первый мужчина, а до этого она ни с кем не связывалась.
Установка радиатора и воздухозаборников — недешевое мероприятие, и разумный покупатель не согласится отдавать 50–70 тысяч рублей за такие детали, которые ему посоветовал продавец в автосалоне. Если квадроцикл оборудован направленными вверх трубами и радиатором на переднем багажнике, это значит, что он был серьезно использован.
БЕЗ ЛОХА И ЖИЗНЬ ПЛОХА
После оценки внешнего состояния потенциального квадроцикла обратим внимание на скрытые дефекты. Самым неприятным «сюрпризом» для нового владельца может стать двигатель.
Исправление стуков или масложора в моторе ATV, исходя из серьезности проблемы и модели техники, обойдется от 70 до 300 тысяч рублей (работа + запчасти). Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, некоторые продавцы пытаются продать неисправный квадроцикл неопытному покупателю. Поэтому, при осмотре вездехода, попросите продавца не запускать двигатель до вашего прибытия. Необходимо внимательно послушать работу мотора на холодную. Если после запуска слышен стук, который исчезает по мере прогрева, это признак того, что двигатель может скоро выйти из строя в ближайшем будущем.
До прибытия проверьте температуру двигателя: слегка коснитесь цилиндра или выхлопной трубы, чтобы убедиться, что они холодные. Это подтвердит, что двигатель не прогревался продавцом до вашего приезда. После этого запустите стартер. Если мотор исправен, он заведится быстро и без посторонних звуков.
Трудные пуски могут свидетельствовать о серьезном износе поршневых колец. Стуки во время работы мотора — признак повреждения кривошипно-шатунного механизма.
КРАСНОРЕЧИВЫЙ ПОФИГИЗМ
Важно! Перед началом работы двигателя необходимо проверить не только уровень масла в масляном щупе, но и его состояние. Если масло имеет черный цвет, напоминающий деготь, это серьезный сигнал о недостаточном уходе за машиной. Вероятно, предыдущий владелец обслуживал автомобиль только тогда, когда возникали проблемы. Также темное масло может указывать на износ поршневых колец, вследствие чего продукты сгорания попадают в картер двигателя.
Будьте осторожны и с кристально чистым маслом. Подумайте: зачем продавцу накануне сделки тратиться на замену дорогого масла? Возможно, он просто так заботится о квадроцикле и делает полное техобслуживание перед продажей, чтобы новый владелец не сталкивался с проблемами. Но верите ли вы в это?
Чтобы удостовериться в состоянии двигателя, не бойтесь испачкать руки: засуньте палец в выходное отверстие выхлопной трубы, сделайте круговое движение и посмотрите на результат. Если на пальце только сухой саже, то мотор как Ленин — жив и здоров. А вот наличие сгустков масла говорит о том, что двигатель близится к концу своего жизненного цикла.
Я ТВОЙ КВАДРИК КОЛЕСО ШАТАЛ
Приобретая мотовездеход, стоит обратить внимание на ходовую часть. Проверьте люфты в рулевой системе, подвеске и колесных соединениях. Для этого потребуется домкрат и подъемник, поэтому возьмите их с собой на осмотр.
Диагностика проста: поднимайте по очереди каждое колесо и слегка качайте его в разные стороны. Если почувствуете люфт или услышите стуки, проверьте, что именно болтается: шаровые опоры, рулевые наконечники или втулки рычагов подвески.
Малые зазоры на одном колесе — это мелочь, легко исправимая. Но если при обращении к любому «баллону» ощущается возможность его отделения от конструкции, значит продавец пренебрежительно относился к своему устройству. Полная замена ходовой части ATV разных марок и моделей обойдётся от 20 до 60 тысяч рублей. Есть повод для торга.
ПОМОЩЬ ДРУГА
Если проблемы кроются не в подвеске, а в коробке передач, ситуация становится ещё печальнее.
Важно помнить, что все передачи должны включаться без проблем, при езде под нагрузкой ни одна из них не должна выбиваться.
Ремонт коробки – это дорогостоящий ремонт, поэтому, если у главного узла трансмиссии есть какие-то недостатки, лучше отказаться от покупки совсем. Продавец может уговаривать вас, что достаточно просто отрегулировать тягу КПП и всё станет хорошо, но задайте себе вопрос: почему он сам этого не сделал раньше и ездил на квадроцикле с выбиваемой передачей?
Выбор квадроцикла – непростая задача. Без достаточного опыта и знаний новичок рискует приобрести неисправный аппарат вместо надежного помощника на вторичном рынке. Лучше обратиться к специалисту по подбору квадроциклов (такие услуги предлагают многие сервисы по ремонту мотовездеходов) или попросить совета у более опытного человека. Стоимость подбора ATV значительно ниже, чем ремонт «трупа», купленного по внешнему виду.