Счастливым обладателям моторных плавсредств пора подготовить суда к спуску на воду, ведь вскоре снимется нерестовый запрет, и ловить рыбу удочками станет возможно не только с берега.
Ну а у кого еще нет моторки, самое время выбрать подходящий вариант. Правда, сделать это не так просто, ведь от разнообразия движков приходишь в полное замешательство. Что ж, давайте подберем идеальный «подвес» для маленькой рыбацкой лодки.
Сразу предупредим, что мотора на все случаи жизни, разумеется, не существует, потому как для троллинга нужен тихий и не слишком мощный двигатель, дабы не гнать волну. И для этих целей будут хороши либо электромоторы, либо четырехтактные подвесы. Впрочем, не будем лукавить, троллинг на электромоторе — это скорее баловство, нежели серьезная заявка на победу, поскольку редкого аккумулятора хватит больше чем на три-четыре часа, после чего придется перейти на веселый ход.
Бензиновый четырехтактный мотор для этой задачи будет вне конкуренции. Он малошумный, стойко переносит многочасовую работу (по 8–9 часов подряд) на малом ходу и при этом совершенно непрожорливый. Что касается вопроса мощности мотора, то здесь все зависит от посудины, на которую его устанавливают. Если взять лодку ПВХ длиной от 280 до 340 сантиметров, то пятисильного движка хватит за глаза. А вообще на таких небольших суденышках троллят и с моторами меньшей мощности. Справедливости ради скажем только, что движок меньше пяти кобыл должен быть именно вторым мотором, используемым исключительно для ловли рыбы методом троллинга, ибо перемещение на нем по акватории будет занятием крайне унылым.
ДВИЖЕНИЯ НЕ В ТАКТ
Почему же для троллинговой рыбалки не подходят двухтактники? Дело в том, что такие двигатели задыхаются на малом ходу: камера сгорания плохо очищается, свечу заливает несгоревшим маслом, появляются провалы в работе мотора, а когда свечка «умирает», мотор тут же глохнет, и, чтобы его завести вновь, придется изрядно попотеть. Да-да, знаем, что среди читателей есть любители ловли методом троллинга, которые на своем двухтакте много лет добывают трофеи, надо лишь бензин с маслом в правильной пропорции разводить: одну часть масла на пятьдесят частей горючки. Спорить не будем: да, можно и так. Как и хлеб можно нарезать не ножом, а пилой по дереву. Но ведь неспроста в инструкции к двухтактовому мотору производители не рекомендуют долгую эксплуатацию двигателя на малом ходу.
И в связи с этим возникает вопрос: а для чего вообще покупать двухтактник, если мотор 4Т более универсальный? Взял помощнее «подвес», чтоб и на глиссер уверенно выходить, и на малом ходу беспроблемно «тошнить» по нескольку часов кряду. В целом идея не лишена смысла, хоть и четырехтактник тяжелее двухтактного собрата. Хотя… Если сравнить их вес на примере пятисильных «подвесов», то разница между 4Т и 2Т будет совершенно незначительной: 25 против 20 килограмм. А что касается расхода топлива, то четырехтактные агрегаты процентов на 30 кушают меньше горючего.
СТОЯТЬ НЕЛЬЗЯ ЛЕЖАТЬ
Однако если вы не заядлый любитель троллинга и сэкономленный за день литр бензина вам погоды не делает, то свой выбор лучше остановить на двухтактном моторе. Дело в том, что четырехтактники капризны главным образом не в эксплуатации, а в перевозке. Конструктивные особенности двигателя таковы, что масло, которым смазываются детали и узлы, находится в картере. И если мотор положить плашмя в багажник автомобиля, то лубрикант из картера попадет в камеру сгорания, что чревато различными негативными последствиями (от залитых маслом вещей до проблем с запуском). Именно поэтому подавляющее большинство производителей четырехтактных моторов не рекомендуют перевозить на боку. Хотя есть некоторые модели двигателей, которые все же можно уложить в багажник авто, но строго на определенный бок (обычно это сторона румпеля, но бывают и исключения, поэтому обязательно читайте инструкцию).