За ружьем! Против интернет-продаж оружия

Рост онлайн-продаж и торговых площадок сокращает число людей, которые ходят в специализированные магазины для рыбаков и охотников.

Охота — не рыбалка, в ней есть моменты, связанные с правилами законодательства: ружья, боеприпасы, порох…


В этой статье предлагаю вместе изучить обстановку внутри магазина, как говорится, с внутренней стороны прилавка. Но сначала представлюсь: не один год работаю в оружейных магазинах столицы, от самых больших до легендарных. О ситуациях в магазинах по всей стране мне неизвестно наверняка. Но думаю и примерно знаю, что их общие черты схожи.

Ушло в прошлое золотое время «охотничьего хозяйства». Магазины принадлежали общественным организациям охотников и рыболовов. Теперь появилось «охотничье хозяйство» индустрии, где методы получения прибыли изменены агрессивным западным маркетингом.

В магазине нас встречает продавец. Именно об этом ключевом лице я хотел бы поговорить. С недавних пор оружейный рынок претерпел кардинальные изменения. Появилось много новых производителей турецкого оружия, а производители патронов меняют состав. Помочь разобраться во всех этих нововведениях мы просим обычно продавца. Именно тут начинается самое интересное.

Из наблюдений делаю вывод: 50% продавцов не владеют огнестрельным оружием, еще 20% иногда посещают стрельбища или открытие сезона охоты. Остальные 30% делятся на охотников на зверей и пернатых, из которых наименьшее число — легашатники. Встретил всего троих представителей этой категории, несмотря на то, что у них собственная охота, патроны и специализированное оружие.

В подборе оружия для собаки человеку поможет продавец, никогда не бывавший на охоте. Среди моих знакомых был продавец со стажем двадцати лет, последний раз стрелявший из гладкоствольного ружья двенадцать лет назад. К природе он относился с сомнением и в свободное время не выходил дальше двора своего дома.

Сейчас охотнику как никогда нужна грамотная консультация. Из-за дефицита пороха и импортных капсюлей, пыжей-контейнеров производители патронов для гладкоствольного оружия собирают их на том, что смогли достать. В результате приобретенные патроны любимой фирмы могут иметь совершенно другие характеристики: от снопа искр из ствола до отказа работы автоматики и догорания пороха в ствольной коробке.

Не стесняйтесь задавать продавцу прямые вопросы о порохе в патронах, о составе (порох, капсюль, пыж, дробь) любимых фирм, о применяемых им патронах и о самых популярных сейчас среди охотников.

При выборе патронов обратите внимание на цену выстрела в деньгах и ценность трофея для вас лично. Не стоит брать самые дешёвые и незнакомые вам патроны по совету продавца, если предстоит ехать за 2000 км в Архангельскую область, тратя десятки тысяч рублей на бензин и организацию охоты.

В связи с этим вспоминается случай из практики. Продавец весь день советовал патроны с дробью № 1, и то для всех видов охоты: на бобра, зайца, утку, вальдшнепа. На мой вопрос о причине такого подхода ответ был прост:
— Сначала нашел я сегодня склад с боеприпасами, а из первой коробки мне и эта дробь попалась. Не хочется лазить по сейфам, искать нужные патроны. Потом ещё проблемы со списанием в документации будут. А тут как удобно придумано.

Рынок завален оружием турецкого производства, многие фирмы неизвестны широкой публике. В магазине помните золотое правило торговли: лучший товар у продавца тот, что есть в наличии. Теперь к этому добавилась запутанная система мотивации и премирования продавцов.

При большом количестве вариантов вас направляют в нужное направление. Если понравилась продукция неизвестной фирмы, рассчитайте: от цены товара вычтите 30% прибыли продавца, 20% на растаможку, доставку, сертификацию и тому подобное. Не обольщайтесь, продолжайте расчеты. Вычтите еще примерно 30% — прибыль производителя и затраты на производство (зарплату сотрудников, электричество, газ и т.д.). Получите конечную сумму.

Поразмышляйте, что из металла, дерева, пластика удастся приобрести за такую незначительную цену. Доверьтесь опыту: сколько заплатите, столько и получите.

При покупке оружия не бойтесь задавать вопросы: с каким оружием охотится продавец и взял бы его сам? Что известно о компании-производителе? Сколько было продано этого типа оружия и есть ли отзывы? Выявились ли проблемы при эксплуатации? Кто является официальным представителем производителя? Как обстоят дела с запчастями (боек, пружины, лапка затвора, зуб выбрасывателя)?

Если в магазине сообщают, что именно его компания поставляет оружие из-за границы, а у магазина есть мастерская и выдаётся персональная гарантия на это оружие, поставьте большой плюс.

Будьте бдительны, если торговая точка приобретает оружие у сторонних организаций, а производитель находится за большим расстоянием. Срок охоты ограничен, а ждать деталей может длиться месяцами. Иногда выясняется, что нужной детали нет в наличии. Вас внесут в список ожидания, и после этого всё пойдет по привычному сценарию.

Приобретение любой вещи сопряжено с трудностями. Тепловизионные прицелы для охоты когда-то пользовались большим спросом, но высокая цена не всегда гарантировала желаемый результат.

Четыре года назад на рынке было несколько проверенных производителей прицелов не из Китая, а также несколько китайских. Сейчас рынок занят десятком китайских производителей.
Продавец в магазине с радостью включит любой прибор и покажет яркую картинку на экране, но может умолчать о том, что термический фон в городе отличается от фона в поле или лесу. В городе светит всё: лампочки, здания, трубы отопления и так далее. Пойдя в полевые условия, можно испытать разочарование.

Кажется, здесь все просто: не понравилось — вернул. Но с товарами для охоты всё иначе. Патроны не можно вернуть и обменять, претензии только к производителю. Тепловизоры и оптика — сложные приборы, возврат после экспертизы; формулировка «картинка не устраивает» не является причиной для возврата.

С оружием возвращается сложнее: требуется экспертиза, доказывающая его неработоспособность. Нужно также получить подтверждение в ОЛРР и новую лицензию на покупку. Приобретайте оружие недорогое с особой осторожностью.

Мы вошли в магазин. Не спешите делать выводы о продавце – он не наш противник. Продавец остаётся нашим помощником в обширном мире рыночных предложений. Нужно с ответственностью подходить к хобби охоты.

В эпоху интернета получить необходимую информацию проще простого. Прежде чем совершить важное приобретение, просмотрите видеоотзывы и изучите форумы с мнениями покупателей. Это позволит корректировать взаимодействие с продавцом в нужном направлении.

Время охотничьей индустрии обладает своими нюансами. Работая в легендарном бывшем магазине МООиР на улице Профсоюзной, общался с людьми, спустя много лет снова появившимися здесь. Страны уже нет общей, а у людей остались самые тёплые воспоминания.
Вспоминают многих продавцов, интересуются их судьбой. А веселых случаев, связанных с магазином, было не подсчитать. Сегодня же ищем знакомого продавца в основном для предоставления максимальной скидки.

Лучше принять современные правила вместо того, чтобы мечтать о прошлом. Новые обстоятельства ведут к новым реалиям.