Драконовские меры против охотников

Почему у нас так не любят человека с ружьем? Не любят его как простые граждане, не имеющие никакого представления о том, что такое охота, так и официальные власти, применяющие к охотникам драконовские меры. Есть ли для этого основание?

Начнём с драконовских мер по отношению к охотникам в применении охотничьего оружия.

Разрешение на хранение и ношение оружия выдают государственные уполномоченные органы в лице отделов ЛРР МВД, а ныне Росгвардии.

Есть охотбилет.

Есть путевка или разрешение на охоту.

Есть разрешение от Росгвардии на хранение и ношение оружия, но странная вещь!

Сделать выстрел это разрешение не дает.

С хранением все понятно. Но вот с «ношением» все гораздо сложнее. Словарь С.И. Ожегова такого слова не знает, приравнивает существительное «ношение» к глаголу «носить», что в свою очередь обозначает действие, совершающееся не в одно время.

Упоминается словосочетание «ношение оружия». Термин «ношение», на моём взгляд, не подразумевает возможность использования или практического применения того, что ты носишь. Очевидно? Но вместе с тем и невероятно!

Ты можешь носить оружие, но фактически стрелять из него не имеешь права, однако всё же стреляешь. А если имеешь право хранить и носить оружие, то право на стрельбу соответственно у тебя никто не может отнять. И стрелять априори ты можешь там, где хочешь?

В таком случае никакие подзаконные акты не могут ограничить твое право на стрельбу, если у тебя есть разрешение, выданное уполномоченным государственным органом.

Вероятно, это новый процесс коммерциализации контроля за охотой или принудительные меры по уменьшению числа владельцев оружия.

Как ни странно, но инициаторами запрета пристрелки охотничьего оружия в местах охоты стали разъяснения 2017–2018 годов сотрудников ЛРР Росгвардии РФ, то есть должностных лиц, которые и выдают разрешения на оружие. Странно, но факт.

В письме от 14.11.2018 №3/180000094299 заместитель начальника Управления ЛРР Росгвардии указывает, что понятие «охота» не включает в себя процесс пристрелки охотничьего оружия и поэтому не может осуществляться на территории охотничьего угодья.

Вопросы охоты входят в компетенцию Министерства природных ресурсов РФ. Следовательно, любые разъяснения Росгвардии, особенно по вопросам охоты, заведомо незаконны и не имеют юридической силы.

Фото: Антон Журавков.

Трудно понять логику письма. Законо-дательное определение «Охота — деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой» (пункт 5 ст.1 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…») не включает в себя процесс пристрелки охотничьего оружия, поэтому пристрелка не может осуществляться на территории охотничьего угодья.

Пристрелка является одним из видов тренировочных занятий. Это определение вызывает удивление, потому что прежде чем тренироваться, оружие нужно проверить на качество стрельбы, пристрелять его с прицелом на нужные дистанции, и только потом можно тренироваться.

Ссылка на п.62.1 Правил оборота гражданского и служебного оружия (Пост. № 814 Правительства РФ) вполне обоснована, но неприменима к пристрелке. Тренируются спортсмены, стендовики-пулевики, пятиборцы, биатлонисты и другие. К пристрелке оружия тренировки не имеют никакого отношения.

В очередной раз хочется обратиться к «Типовым правилам по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием… на территории РСФСР» от 05.05.1983 г. Там дано определение пристрелки и четко указано, что пристрелка охотничьего оружия должна производиться в местах, специально отведенных для этой цели, либо в организованном порядке в местах с естественным ограждением (овраги, рвы и т.п.) или в отдельных случаях в местах, хорошо просматриваемых на всю дистанцию полета снаряда.

Почему же снова открыто пренебрегают опытом специалистов? Разрушают всё до фундамента, а вместо нового создают жалкое подобие актов, не отображающих реальные процессы в обществе. Всё было придумано раньше.

Почему кому-то нужно вставить пятое колесо в телегу, которая уже едет? Не для того ли, чтобы надавить на тех, кто гордо носит звание охотника?

Инициаторы изменений в традициях и обычаях, вероятно, забыли многие исторические реалии.

Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными предъявляемыми требованиями.

Обычаем считается установившееся и используемое в обществе или социальной группе правило поведения, независимо от наличия его фиксации в документах.

Многие охотники и стрелки имели всё снаряжение, в том числе стрелковые столы, поэтому им не был необходим тир.

Следует задать себе некоторые важные вопросы. Например, кого считали лучшими снайперами во время Великой Отечественной войны?
Правильно, охотников.
Это выводили из строя целые вражеские подразделения. А были ли в то время у них специальные места для пристрелки оружия?

Сейчас нету их на большей части Сибири, Дальнего Востока, Приморья. А где малые народы Севера сейчас используют своё оружие, от которого зависит их выживание в суровых условиях?

Оружие пристреливалось в лесах, оврагах, болотах и в дореволюционной России, а также в Советском Союзе. С этим не возникало проблем. У нас имелось всё, и всё было логически и юридически обосновано.

Зачем всё это надо было ломать?

Даже не выезжая в сибирскую глушь, можно с уверенностью заявить, что в России в настоящее время созданы условия для пристрелки оружия исключительно на стрельбищах. А сколько таких стрельбищ для пристрелки оружия есть в каждом городе, населённом пункте?

В классической охотничьей литературе авторы неоднократно отмечали важность учета традиций местного населения.

Естественно, что «охотничьи угодья» — место для охоты. Согласно правилам охоты там разрешена стрельба из огнестрельного оружия. Охотник промазал по зверю. Это тоже можно отнести к пристрелке по логике тех, кто ставит пристрелку вне закона, кроме пристрелки в тире?

Во времена СССР вопросы охоты регулировались государством. Приведем некоторые примеры советских нормативно-правовых актов, которые устанавливали прямую связь охоты и пристрелки.

Приказом № 66 Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР утверждены типовые правила охоты в РСФСР от 1 марта 1974 г. По этим правилам на всей территории РСФСР запрещено хождение с заряженным оружием и стрельба в населенных пунктах, стрельба на охоте по невидимой или неясно видимой цели, на шум и шорох, стрельба ниже роста человека в зарослях, стрельба по дичи из гладкоствольных ружей далее 35 метров, пользование ружьем в нетрезвом состоянии.

Перед охотой часто нужно произвести пристрелку или проверить ее правильность.

Примечание к п.5 допускало пристрелку: «Пристрелка охотничьих ружей производится на специально оборудованных стрельбищах. Там, где таких стрельбищ нет, пристрелка ружей может производиться в местах с естественным ограждением, исключающим несчастные случаи (овраги, рвы и т.п.), вдали от населенных пунктов, с выставлением сторожевого охранения».

Пристрелка ружей вне специальных стрельбищ в запрещенное для охоты время не допускается.

Приказом № 1 Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 года утверждены новые типовые правила охоты в РСФСР, которые разрешают пристрелку и в охотничьих угодьях.

«Пристрелка охотничьего оружия производится на специально оборудованных стрельбищах или площадках. В охотничьих угодьях пристрелка разрешается только в период охоты при наличии у охотника документов на право охоты или специального разрешения органов Госохотнадзора. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или животному. ».

К великому сожалению охотников, сегодня отменены логически обоснованные Правила 1988 года.

Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 года № 512 вновь утверждены Правила охоты, но в них отсутствует конкретная ссылка или определение пристрелки охотничьего оружия.

В п. 16 раздела I «Общие положения» перечень запрещений при осуществлении охоты приведен, а в п.п. 53 (53.1-53.7) раздела VIII «Ограничения охоты» не запрещено производить пристрелку охотничьего оружия в охотничьих угодьях во время охоты.

По состоянию на сегодняшний день пристрелка охотничьего оружия на охоте не запрещена действующим законодательством, а официально предусмотрена и разрешена «Типовыми правилами по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием и проведении охот с применением охотничьего огнестрельного оружия на территории РСФСР».

Информация разъяснительных писем по вопросу незаконности пристрелки охотничьего оружия в охотничьих угодьях не соответствует действующему законодательству, обычаям и устоям России.

Согласно приказу МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 (подп. е пункта 130; подп. г пункта 133; подп. з пункта 189; Приложение № 39), регулировавшему наш вопрос с 1999 г. по 2012 г.

– административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов юридическому лицу, утвержденному приказом МВД России от 11.05.2012 № 501, приложение 4.1 (действовавшему с 2012 г. по 2019 г.).

– Приказу МВД России от 30.12.2014 № 1149 (ред. от 21.07.2018) «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» (акт списания патронов к гражданскому и служебному оружию).

– административному регламенту Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов», утвержденному приказом Росгвардии от 27.02.2019 № 63, Приложение № 5, действующему с 2019 г. по настоящее время, было предусмотрено и предусмотрено сейчас семь видов стрельб: учебные стрельбы, тренировочные стрельбы, контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, проверка боя оружия и его пристрелка, стрелковые соревнования, выполнение служебных задач.

Безусловно, нарезное оружие требует серьёзного подхода к безопасности, но это не повод запрещать пристрелку.

Инструкцией о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки боевого ручного стрелкового оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, и специальных средств, утвержденной приказом Минсельхоза России от 25.02.2013 № 119, предусмотрено шесть видов стрельб: учебные стрельбы, ученья, контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, пристрелка оружия, проверка боя оружия, выполнение служебных задач в отделах территориальных органов Росрыболовства (п.2.15 Инструкции).

Инструкция содержит много ссылок на приказ № 288 МВД РФ, фактически принята к исполнению указанного приказа.

Интересно видение вопроса глазами Рослесхоза РФ, отраженное Приказом от 17.06.1996 г. № 98. Главой 7 указанной инструкции предусматривалось проведение пристрелки нарезного оружия и проведение тренировочных стрельб. Тренировочные стрельбы проводились из оружия, прошедшего проверку технического состояния и пристрелку.

Следовательно, информация разъяснительных писем по вопросу отнесения пристрелки охотничьего оружия к учебно-тренировочной стрельбе опять же противоречит нормам Главы XII и п.п. 62 и 62 (1) Постановления № 814 «Охота отдельно, учебная и тренировочная стрельба отдельно».

Утверждение, что пристрелка охотничьего оружия регулируется п. 62 (1) Постановления № 814 и может производиться только на стрелковых объектах, противоречит самому п.62 (1) (он не регулирует вопросы использования охотничьего оружия), так и подп. г) пункта 62 и всему п.62 Постановления № 814, разрешающему использование охотничьего оружия на охоте.

Следует задаться вопросом: имеет ли рядовой охотник возможность пристрелять оружие, в том числе нарезное, на дистанции от 100 до хотя бы 300 метров, не выезжая за пределы своего населённого пункта? По опросам знакомых охотников из разных городов и областей такой возможности у них практически нет.

Для некоторых видов оружия, например малокалиберного, требуются сравнительно небольшие дистанции для тренировок.

В моём родном Владимире и во Владимирской области в советское время было около 17 000 охотников и два крытых тира по 50 метров. Один принадлежал ДОСААФ, другой «Динамо».

Досаафовский в наши доблестные времена продали или отдали. Под что? Правильно, под коммерческие объекты. А в этом тире нас учили со школьной поры обращаться с мелкокалиберной винтовкой и стрелять из неё. Было у нас ещё открытое стрельбище областного общества охотников, расположенное в отработанном песчаном карьере.

Там мы могли пристрелять нарезное оружие на дистанцию хотя бы 100 метров. Пришел, получил станок военного образца — действуй! Нужна помощь? Грамотный инструктор поможет. С моим опытом обращения с оружием необходимости в помощи не было.

Я пристрелял не один карабин, да ещё с несколькими оптическими прицелами, и за всё время со 80-х годов прошлого века на стрельбище не было ни одного несчастного случая. Никаких проблем до поры…

Устав Вооружённых Сил СССР и РФ написан кровью, последующие поколения учитывали опыт предыдущих и писали положения Устава, чтобы избежать ошибок. В наше время цифровизации вдруг решили, что нарезное оружие пристреливать нельзя. На каком основании — не понятно.

Опыт Устава ВС здесь, видать, не пригодился. А странно. Хотя в МВД попасть нельзя, не отслужив в ВС. Или это не так? А если служили и действовали в соответствии с вышеупомянутым Уставом, то… складывается еще более алогичная ситуация.

Попытался разобраться в законах по возможности применения охотником огнестрельного оружия, но так и не понял, как вообще разрешено охотиться, имея в руках гладкоствольное или нарезное оружие.

Термин «охота» в наших нормативных документах определяется как «процесс поиска и преследования зверя или птицы с целью добычи». Как охотиться, если ты не уверен в точности своего оружия? Необходимо его пристрелять. Но и тут проблема.

За последние три года работники госохотинспекции стали привлекать к ответственности охотников, имеющих документы на оружие и на охоту, к ответственности с лишением права на охоту и с конфискацией оружия всего лишь за то, что пристреливали принадлежащее им по праву частной собственности личное охотничье оружие.

Причиной служило совершение действия в угодьях, а не в тирах.

Выбор оптики — отдельная история, которая не обходится без стрельбы.

Для решения вопроса об обращении с оружием на территории России государству необходимо внести определённые изменения в законодательную базу, чтобы положить конец карательным мерам.

Убрать из законодательства статьи, по которым охотник лишается права на охоту и оружие из-за несущественных нарушений, например, невовремя сданная путёвка или выгул собаки в охотугодьях.

Для повышения культурного уровня охотников и охоты в целом предусмотреть организацию курсов по обучению охотничьему минимуму и правилам обращения с оружием под руководством местных управлений государственной охотинспекции силами этого государственного органа.

Для этого необходимо выделить бюджетные средства на программу и увеличить штат инспекторов специалистами, которые будут готовить будущих охотников. Наделить правом организации таких курсов Росохотрыболовсоюз с выдачей единого документа о прохождении курсов и сдаче экзамена по безопасному обращению с оружием и стрельбе.

Для успешного прохождения обучения правилам безопасного обращения с оружием и навыкам стрельбы из охотничьего гладкоствольного и нарезного оружия выделить бюджетные средства для реконструкции, ремонта и восстановления заброшенных войсковых и других стрельбищ, обустройства необходимого количества мест пристрелки оружия.

Внести в законодательство изменения в части выделения процесса пристрелки охотничьего оружия по образцу, существовавшего в советский период.