Карельский дневник рыбака. Молчаливая сила севера. Часть 5

Карельский дневник рыбака. Молчаливая сила севера. Часть 2

Карельский дневник рыбака. Молчаливая сила севера. Часть 3

Карельский дневник рыбака. Молчаливая сила севера. Часть 4

16.07. Все обложено и идет дождь. Нужно вылезать и накрывать палатку – протекла. За две недели расслабился и перестал это делать. Вот и пришлось неожиданно вскакивать и под дождем бегать с тентом. Дует сильный верховой ветер. Значит скоро должен разогнать облака. Правда, обложено все так, что непохоже, что это можно вообще разогнать. Тем не менее к вечеру он кончается.

С костром проблема. Разом сдохли две, взятые с собой зажигалки, а от мокрых рук отсырел коробок спичек. При этом береста не горит, мелкие сосновые веточки не горят, сосновый сруб не горит. Решил сделать все серьезно. Разрубил сосновую сушину и из сухой сердцевины разжег огонь. Хотя за всю жизнь в общем-то еще не было случая, чтобы я не смог развести костер. Просто иногда лень подходить к делу капитально.

На радостях варю двойную уху. А остатки улова копчу впрок. Появилась первая спелая морошка. Сегодня решил не выходить. Лучше уж завтра спокойно с утра.

17.07. Проснулся, как и собирался в 6 утра. В 8 выход. Небо чистое, ветер на удивление попутный. Пока шел, наткнулся на травяной островок. Несколько окуней, которых отпустил, затем щучка. Но вот блесну взял язь, а за ним голавль, потом еще один. Причем они не забагрились, а именно клюнули и засеклись, да еще и не крупные – грамм на 150 не больше.

Перед порогом река, как и во многих других местах образовала большой залив. Идя вдоль, заросшего водной растительностью берега я подбрасываю под траву блесну.

Уже было поймано три щуки, как вдруг при очередном забросе кто-то рванул леску так, что фрикцион катушки жалобно, а самое главное непрерывно запел. И этот кто-то потащил лодку, постоянно стаскивая леску с тормоза. Когда удалось поднять рыбу к поверхности воды я увидел, что это щука килограммов под двадцать. После этого рыба быстро сориентировалась, прошла к берегу метров пятнадцать и, затащив леску в тростник, моментально навязала несколько снопиков, обвязав их естественно моей леской. Шансов вытащить ее у меня не было. Можно было побороться на открытом пространстве, но здесь в траве я был бессилен.

Мне не было жаль упущенного трофея. Рыбы было вдоволь. Наоборот, осталось чувство поединка с достойным соперником. После щуки, в этом же заливе я взял трех язей килограмма по полтора-два. К слову сказать, все они рывками сматывали по несколько сантиметров лески с фрикциона, несмотря на то, что язь рыба весьма сильная и пришлось изрядно повозиться, чтобы просто подтащить их к лодке и взять в подсак. Это я о размерах щуки. Но после такой на грузки на катушку она начала заедать. А к концу дня почти совсем вышла из строя.

Рыбалка – это хорошо, но нужно идти дальше. Я вошел в порог. Воньга на своих первых километрах представляет практически один сплошной порог. К счастью для меня пороги такого уровня не представляют никакой трудности. Единственная неприятность это то, что они все очень мелкие, и хочешь — не хочешь, а периодически приходилось тереться днищем о подводные камни.

Но вот впереди заливчик между двумя порогами. Кто-кто у нас в пороге живет? Я кинул блесну влево и в момент падения ее кто-то дернул и повел в сторону. Но через несколько метров сошел. Сразу развернувшись, бросил вправо в точно такой же заливчик. И точно так же в момент падения последовала точно такая же поклевка. Мне не удавалось подвести рыбу, а лодку между тем несло в порог. Как можно быстрее и в то же время со всей осторожностью я подтаскивал к себе невидимого противника. И уже почти в начале порога его удалось подцепить сачком и тут же взяться за весло, направляя лодку в нужное русло. Это был язь. Да какой. Явно за три килограмма. Так вот кто в пороге живет. Потом удалось взять еще двух таких гигантов, но уже со струи порога.

На стоянку встал на выходе из озера Гагаринское. Пока ставил палатку, очень удачно подошли Костя с Юлей. Появилось, кому отдать половину щук и язей. Потом поставил палатку, разобрал рюкзак, развел костер и пошел в лес за дровами. Не успел сделать и двух шагов, как не далее тридцати метров от меня взлетел глухарь. Он все это время, пока я занимался своими делами, у меня за спиной втихаря ел чернику, которой в этом месте поспело великое множество.

А вечером на ужин был жареный язь и уха из щучьих голов. Непередаваемо. За едой мне на колено села большая стрекоза, которая принесла и села есть среднего размера слепня. Мешать ей не стал. Пусть ест гадов, а то кусаются. А у меня на десерт два стакана черники, которую не успел склевать глухарь.

18.07. С ночи опять обложной дождь. Выход в обед. Интересного ничего. Пороги и озера, озера и пороги. Вечером встал вместе с Алексеем и Анатолием и их спутницами. Впереди озеро Собачье с серьезными порогами.

19.07. Ребята на байдарках ушли вперед, благо скорость позволяет, а я потихоньку за ними. До Собачьего дошел быстро. Даже ветер попутный. Как будто подгоняет, мол лезь, лезь в порог. В начале порога перед лодкой реку переплыл какой-то зверек. Я сначала думал – выдра. Но когда он вылез на берег, увидел, что это норка. Удивительно как такой маленький зверек довольно бойко переплыл достаточно сильный порог. Вылез на берег, встал на задние лапки в позу сурка и уставился на меня. Я повернул лодку и подплыл к нему. Зверек перебежал на соседний камень и опять встал, разглядывая меня. Любопытство пересилило, чувство опасности. И только когда я подплыл к нему еще раз, скрылся в кустах.

Зрелище сильного порога всегда завораживает. Как дикий зверь в клетке. Подойти подойди, но попробуй сунься в клетку. Порог Собачий длиной около километра с многоступенчатым водопадом посередине. Сам порог я прошел, водопад обнес. Можно конечно было и прыгнуть, если бы хоть кто-то был на страховке (выловить бездыханное тело). Но, как назло, все группы прошли.

А через пять километров за Собачьим, озеро на выходе, которого еще один серьезный порог – Вяккер. Порог длиной тоже около километра. При осмотре метров за двести я наткнулся на три метровые ступеньки. И это серьезный порог? Хорошо, что что-то подсказало пройти дальше, хотя показалось порог кончается. Еще метров через двести несколько мощнейших косых сливов, заваленных, как и в Собачьем камнями. Причем самый мощный падал на большой плоский валун и под девяносто градусов струя уходила вправо. В подтверждении серьезности порога на скале привинчена табличка, что здесь в 1987 году погиб парень из Смоленска. Да, влетел бы я поленись пройти посмотреть. Я долго решал идти в порог или нет. Время было ночное, было мрачно, да и табличка навевала на мысли. И все же я рискнул.

Учитывая, что вы читаете эти строки я остался жив. И даже не перевернулся. Из лодки котелком вычерпал более ста литров воды. Сапоги были залиты полностью, а на одежде ни одной сухой нитки. Но порог я прошел. Перед самым опасным местом, буквально перед носом у меня, через бешено несущуюся струю метра на полтора из воды выпрыгнула семга. Но мне было не до ловли, да и катушка была сломана.

А через три километра я встретился со всеми своими новыми друзьями. Все вместе они стояли на высоком берегу в месте последней стоянки. До станции оставалось четыре километра. Вначале похода я хотел пройти еще километров тридцать по Белому морю и выйти к более крупной станции, но учитывая, что уже начали лить обложные осенние дожди и самое неприятное дуть сильные морские ветра передумал. На своей тихоходной лодке я не смог бы идти против такого ветра, поэтому это была наша последняя общая стоянка. Утром к нам зашел местный парень и принес на продажу семгу. Примерно такую же как выпрыгнула около меня. Та ли это была рыба или нет я не знаю. Рыбу у него никто не купил. Но похоже это его не удивило и не разочаровало, и он ушел обратно.

Станция, на которую мы должны были завтра выйти уже не существовала, но там останавливался почтово-багажный поезд, собирающий путейцев. На нем мы и отбыли восвояси.