Металлическая поэзия от Ivo Fabbri

Италия — удивительная страна. Два тысячелетия назад ее территория стала центром величайшей мировой цивилизации, подарившей человечеству основы демократии, римское право, принципы организации армии, государства, торговли и банковского дела. Тысячу лет назад ее народ задавал темп развития мировой экономике, объединив торговые интересы Европы, Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и Китая на Апеннинском полуострове. Полвека назад Италия стала центром создания и массового производства лафетного и ручного огнестрельного оружия.

Трудно представить место на планете, где не слышали о компаниях Benelli, Beretta, Marocchi, Perazzi, Franchi. Итальянские предприятия являются главными поставщиками лучшего в мире огнестрельного оружия. В течение многих лет продукция этих компаний занимает лидирующие позиции среди конкурентов даже там, где сильны собственные традиции оружейного конструирования.

Узоры на ружьях похожи на полотна.

В связи с этим возникает вопрос: кто является лучшим в самой Италии? Какие марки стали эталоном в местах, где целые области заселены оружейниками по наследству, и по каким критериям можно определить их превосходство над теми, кому принадлежит мировое первенство?

Хотя вопрос труден, ответ на него есть. Избегая оценок и категоричности, представим пример: жизнь и профессию Иво Фаббри. Каждый сделает собственные выводы.

Иво родился в селении Поджо Берни, расположенном близ города Форли в провинции Эмилия-Романья, на севере Италии.
Благоприятный климат и сложный ландшафт сделали этот регион популярным местом для охоты в Европе. Птицы, копытные животные и мелкие хищники служили добычей для местных жителей на протяжении веков.

Простому деревенскому мальчишке Иву Фаббри с детства нравилась охота. Благодаря увлечению мальчик познакомился с лучшими стрелками своего края и часто общался с любителями охоты из других стран. Другие охотники, будучи общительными людьми, не отказывались парню, когда тот просил подержать в руках их ружья.

Фото автора.

Занимаясь оружием с годами, юный Фаббри обращал внимание на конструкторские схемы моделей, ему попавших в руки. В юношестве Иво охотился самостоятельно и интересовался тем, что большая часть оружия иностранного производства.

На ствольных блоках и колодках он видел клейма английских, чешских, бельгийских, французских и даже американских производителей. Клейм итальянских не находилось. Единственным ружьем, произведенным в Италии, которое ему запомнилось, была модель Luigi Franchi Imperial, с которой охотился один из его старших приятелей. Это обстоятельство показалось ему странным, и после осмотра «империала» Иво Фаббри посетила мысль о начале производства охотничьего оружия самостоятельно.

В результате устремлений вышло ручное производство двух гладкоствольных ружей, составные части которых были изготовлены из имеющихся ресурсов.

Изделия будущий мастер доводил до совершенства вручную с помощью алмазного надфиля, поскольку у него не было станков для обработки металла и набор слесарных инструментов был минимальным.

Изготовленное им оружие было несколько грубым, а срок службы его механизмов был ограниченным. Тем не менее обе модели работали исправно, чего многократно доказывал создатель во время охот.

Ружье с прямой ложей смотрится весьма гармонично.

В начале 1950-х Иво Фаббри призвали на военную службу. К тому времени он уже был опытным стрелком, разбирался в баллистике и обладал слесарными навыками. Службу проходил в области Брешиа в Северной Ломбардии — колыбели итальянского оружейного производства.

Случайно (или по воле судьбы) Фаббри служил в артиллерии, где мог углубить знания. После службы Иво решил не возвращаться в Поджо Берни. Первым местом работы стало автомобильное предприятие Fiat в Брешии, неподалеку от места службы оружейника.

Фаббри, несмотря на занятость, сохранял привычки: ходил на охоту и тренировался в стрельбище. Однажды ему захотелось приобрести новое ружье, и он обратился к оружейнику Дезенцани, специализирующемуся на изготовлении оружия для охоты.

Моделью из предложенных ему было множество, но ни одна полностью не отвечала его требованиям. Представленные ружья пользовались спросом среди местных охотников и даже экспортировались за границу. Но в каждом из них, с точки зрения Иво, был какой-то недочет — конструктивный или технологический. В итоге ни одна из моделей фирмы Дезенцани, Фаббри не приглянулась, а хозяин компании сказал несостоявшемуся покупателю: «Если вас что-то не устраивает, сделайте себе ружье сами». И эту фразу Иво воспринял как руководство к действию.

Впоследствии он занялся разработкой собственных проектов оружия для охоты, оформляя их в виде чертежей и схем. Ему удалось встретиться с владельцем известной фирмы — Даниэлем Перацци. На то время продукция, носящая его имя, пользовалась популярностью как в Италии, так и за её пределами. Перацци заинтересовался идеями Фаббри и предложил ему сотрудничество.

Ствольный блок устанавливается в колодку максимально плотно.

Проекты Иво Фаббри были реализованы в металле и дереве на производствах компании Perazzi. Главным достижением работы стало создание серии спортивных бокфлинтов Perazzi MX8, разработанных специально для профессиональных спортсменов.

В 1964 году Эннио Маттарелли на ружье Perazzi MX8 завоевал золото Олимпийских игр в Токио, сделав имя Даниэля Перацци узнаваемым во всем мире. Иво Фаббри решил основать собственное оружейное производство.
Его мастерская открылась в 1965 году в Брешии. Четыре года спустя, в 1969-м, производственный цех и штаб-квартира новой фирмы переместились в коммуну Кончезио, расположенную в том же округе. Главным помощником и партнером Фаббри стал его сын Туллио.

Концепцию развития компании Fabbri и ее маркетинговую политику разработал Фаббри-младший. С момента основания фирма ставила во главу угла производство эксклюзивного, индивидуального оружия высокого качества.

Фирма располагает производственными мощностями в двухэтажном здании. На первом этаже изготавливают и обрабатывают заготовки. Подгонку, финальные доводочные операции и сборку готовой продукции выполняют на втором этаже. В компании Fabbri работает 17 сотрудников, включая обслуживающий персонал: охранника, дворника и уборщиков.

Декорация холодного оружия выполнена в стиле классического растительного орнамента.

Объемы производимой продукции отражают отношение коллектива к труду. В год изготавливается не более 30 ружей. Каждый образец создается по одной схеме и представляет собой гладкоствольный бокфлинт переломного типа. Вертикалки от Фаббри отличаются применением испытанных временем конструкторских схем, воплощенных в металле с помощью современного оборудования с ЧПУ.

На площадках фирмы производятся все детали – от ствольных заготовок до крепежа, цевей и прикладов. Исключение составляет материал для лож – древесина благородного ореха. Раньше массив поставлялся из Турции, сейчас же для изготовления лож используют орех из Франции.

Для изготовления стволов применяется запатентованный сплав Vacuum arc remelting Steel, созданный Иво Фаббри. В его состав входят хром, никель, медь, марганец, кремний и молибден. Кричное железо подвергают двойной вакуумной переплавке для полного удаления шлаков, после чего многократно ковывают. Готовые ствольные блоки для ружей поставляются во всех калибрах от 12-го до .410-го.

Ствольные коробки изготавливаются из стали с добавлением титана. Такое содержание обеспечивает им небольшую массу и габариты при очень высоких показателях механической прочности.

Каждая деталь имеет зеркальный блеск.

Запирание осуществляется снизу. В передней части ствольный блок упирается в полуцапфы коробки, а сзади фиксируется подпружиненной планкой Перде. Продольные боковые выступы казенной муфты опираются на поверхности боковин коробки, увеличивая площадь ее соприкосновения со ствольным блоком.
Удаление использованных гильз осуществляется автоматическим, непрерывающимся эжектором.

Механизм ударно-спусковой внутрикурковый с одним спусковым крючком. Боевые пружины двуперые. Тяги-взводители размещены на подушке ствольной коробки, не выступая за ее границы. Механизмы замков собраны на подкладных досках. Переключение УСМ происходит благодаря инерции отдачи, возникающей при выстреле. Конструкция не предусматривает селективное переключение очередности стрельбы. Очередность ведения огня неизменна: первый выстрел производится из нижнего ствола.

Фото автора.

Деревянные детали ружей Fabbri узнаваемы благодаря выраженной текстуре древесины, которую подчеркивает тщательная зеркальная полировка и обработка масляной пропиткой. Массив для прикладов выбирают таким образом, чтобы тело элемента было изготовлено из скрытой под землей части комля – она менее твердая, но имеет красивую спиральную структуру. Шейку или рукоять же выполняют из наземной части комлевой заготовки. Её фактура представляет собой прямые слои: она не так оригинальна, как рисунок приклада, но отличается большей плотностью и механической прочностью.

Часть приклада для захвата может быть исполнена двумя способами: английской «винтовочной» шейкой — длинной и прямой, или изогнутой полупистолетной рукоятью. Поверхность шейки (рукояти) и область удержания цевья имеют мелкую насечку размером сегмента менее 1 мм, нанесенную вручную. Такая же насечка есть и на окончании приклада. Компания Фаббри, следуя традициям производства ружей высокого класса, не комплектует приклады затыльниками, а покрывает их насечкой такого же типа, как зоны хвата.

Производство ружей выполняется вручную, учитывая параметры владельца. Только заготовки для стволов проходят станочную обработку. После формования на станке каждый ствол доводят до готового состояния вручную.

Крепление цевья к ствольному блоку осуществляется кнопкой, расположенной на торце. Кнопка управляет подпружиненной тягой, установленной внутри элемента. Запирающая пластина на конце тяги взаимодействует с крюком, припаянным к нижней части ствола.

Несмотря на простоту конструкции, бокфлинты от Fabbri обладают исключительной долговечностью. Благодаря ручной подгонке деталей и качеству материалов ресурс может достигать миллиона выстрелов и превышать его. Широкое применение электроэрозионного оборудования в процессе обработки деталей позволило добиться точности до сотых долей микрона.

Fabbri высоко ценят в мировом сообществе стрелков. Среди клиентов компании — правители, знаменитые личности, крупные предприниматели. На изготовление заказанной винтовки может потребоваться несколько лет, а её цена достигает сотен тысяч долларов.

Имя Иво Фаббри в нашей стране известно немногим. Это объясняется уровнем только ещё формирующейся оружейной культуры «стреляющей России» и меньшей по сравнению с западными коллегами покупательной способностью отечественных стрелков. Общее число россиян, владеющих ружьями Fabbri, не превышает трёх-пяти человек.

Модель спроектирована как классическое охотничье оружие. Ствольный блок имеет сплошную соединительную планку между стволами и цельную невентилируемую прицельную планку. Металлическая бисерная мушка установлена на дульном срезе.

Наличие приклада английского типа указывает на то, что данное ружье не предназначалось для спорта. Шейка рукояти выполнена в прямом, винтовочном варианте.

Этот дизайн приклада удобен для стрельбы по неожиданно появившейся цели без предварительной прицеливания. Прямая шейка позволяет быстро поднять ружье и комфортно укладывать его, даже если оно лежит на столе или подвешено на ремне спусковой скобой вверх.

Приклад выполнен в стиле мастеров ложеничных дел Fabbri. На его боковых частях видны резкие, контрастные линии слоев дерева, закручивающихся по спирали.

На шейке и цевье присутствуют мелкие насечки, при первом взгляде схожие с защитным слоем. Обе поверхности этих деталей покрыты ими целиком. Деревянный образец сделан из ореха, выращенного во Франции.

Декоративные орнаменты на поверхности ствольной коробки, спусковой скобы и защелки отпирания стволов придают ружью неповторимый облик. Художественная отделка является предметом особой гордости компании Fabbri, которая сотрудничает с лучшими в мире художниками-граверами. Данный образец ружья – работа известнейшего мастера Манрико Торколи, ученика легендарных граверов Клаудио Тумасони и Фимо Фракасси.

Ствольная коробка украшена мелким растительным орнаментом, созданным вручную резцом-штихелем. Композиция необычна: с определенной дистанции элементы кажутся объемными, а изображение многоуровневым, хотя все канавки, его составляющие, прорезаны на одинаковой глубине.

Ружье Fabbri в руках и при выстреле напоминает прослушивание классической музыки, оперы или стихов эпохи Возрождения. Бокфлинт от Фаббри — это металл, превратившийся в поэзию.