Традиционные американские двулезвийные топоры стали известны в нашей стране благодаря героям старых фильмов в стиле «вестерн» с Чарльзом Бронсоном, Робертом Редфордом и Сэмом Эллиоттом в главных ролях. Наверное, все бывшие советские мальчишки вспомнят кадры, где лихие ковбои колют ими дрова, как лезвие с размаху опускается на торец полена и в стороны отлетают его половинки…
В нашей стране инструментом подобного рода никогда не пользовались — традиционный русский топор обладает одним лезвием и рукоятью, длиной в локоть владельца. Несмотря на это под влиянием вестернизации двулезвийные топоры начали производиться и в современной РФ. Как правило, их выпуском занимаются частные кузнечные мастерские, изготавливающие предметы исторической реконструкции или различного рода инструмент – как функциональный, так и ритуально-экзотический.
Насколько же эффективным в работе может быть топор, обладающий двумя лезвиями? Начнем с его устройства. Рукояти этих топоров в длину достигали пупка или солнечного сплетения владельца. Избыточный, по российским меркам размер, был обусловлен тем, что рабочая часть этого инструмента обладала значительной массой. Вес «головы» топора мог достигать 4-5 кг – столько весят старые советские колуны, предназначенные для раскалывания свилеватых и крупных чурбаков.
Длинная рукоять топора обеспечивала высокую инерцию замаха, необходимую для продуктивной работы. Два лезвия имели различные углы заточки. Одно из них представляло собой кромку с углом порядка 60`, оно предназначалось для раскалывания. Второе обладало рабочей частью, имевшей угол заточки около 45`. С его помощью было удобно обтесывать бревна, разрубать их повдоль надвое, кряжевать их. При работе одним из лезвий второе служило утяжелителем и повышало силу удара.
В наши дни в США такие топоры используются в силу традиции, поскольку именно с их помощью три сотни лет назад сводились под корень девственные леса Орегона, Вайоминга, Монтаны. В то время не были редкостью тысячелетние секвойи с диаметром комля по 3-5 м, срубить которые можно было только массивным топором на длинной рукояти. Сейчас таких деревьев уже не встретить, но традиции Старого Фронтира американцы чтут, и по этой причине относятся к двулезвийным топорам столь же трепетно, сколь и к револьверам, рычажным винтовкам и ножам боуи.
В российских условиях актуальность применения таких топоров, прямо скажем, сомнительна. В Сети часто можно видеть рекламные ролики, изображающие крепкого бородатого мужчину в клетчатой рубашке с закатанными рукавами и таким топором на плече. Как всегда, реклама ставит во главу угла визуальный эффект: «купи такой инструмент, и с ним будешь выглядеть также».
В нашей стране двулезвийные топоры представляют собой авторскую работу и поточным способом не изготавливаются. Следствием подобного является их высокая цена, способная достигать 20 тысяч рублей, и более. Транспортировать инструмент таких габаритов весьма затруднительно, и даже если владелец решит взять двулезвийный топор в поход, к концу дня у него не останется сил выполнять ту работу, для которой инструмент предназначен. К слову – знаменитые канадские лесорубы, чей образ столь активно фигурирует в рекламных роликах и презентациях, свои топоры перевозили на фургонах, а не поверх вещевых мешков и тем более – не в руках.
Резюмируя вышесказанное, будущему приобретателю двулезвийного топора следует определиться с тем, для каких целей инструмент будет использоваться. В статичных условиях при рубке дров возле охотничьего домика или на стене поверх волчьей шкуры он действительно выгодно подчеркнет статус владельца и украсит интерьер помещения. А вот в походы такие топоры лучше не брать.